Сибирские огни, 1961, № 4

граней между совестью передовых отря­ дов нашего общества и совестью всего народа. Совесть лучших людей постепен­ но становится общенародной совестью. Все большее число трудящихся предъяв­ ляет к себе повышенные нравственные требования. Самое же высокое мерило совести, на который равняются советские люди, которым определяются максимальные требования нашей нравственности,— это совесть коммуниста. Ленйн говорил, что в партии большевиков народ видит ум, честь и совесть нашей эпохи. Владимир Ильич неоднократно употреблял выра­ жения «совесть партийца», «совесть большевика» как символ самой высокой требовательности к самому себе, к сво­ ему поведению, к своей деятельности во имя освобождения трудящихся, в борьбе за коммунизм. И чем ближе эта мечта че­ ловечества приближается к воплоще­ нию, тем все больше содержание совести коммуниста становится содержанием со­ вести всех советских людей. Требования, предъявляемые к себе авангардом обще­ ства, превращаются во всеобщие нормы нравственности. А после победы комму­ низма во всем мире нормы коммунисти­ ческой нравственности станут нормами всего общества, совесть коммуниста пре­ вратится в общечеловеческую совесть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2