Сибирские огни, 1961, № 4
руются и нормами права и нормами нрав ственности. Однако в ходе развернутого строительства коммунизма с ростом со знательности и культуры трудящихся, от ношения людей к обществу и между людьми будут все больше и больше ре гулироваться только нормами нравствен ности. Соблюдение моральных норм при коммунизме несомненно будет обеспечи ваться исключительно общественным воздействием — одобрением или мораль ным осуждением. В ходе строительства коммунизма, ука зывал В. И. Ленин, «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повто рявшихся во всех прописях правил об щежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения...» >. В самой тесной связи с этим процессом будет возрастать роль такой нравствен ной категории, как совесть. Не только об щественное осуждение или одобрение, а глубокое внутреннее убеждение, посте пенно переходящее в привычку, будет регулировать поведение человека. И про цесс развития и воспитания совести бу дет занимать все более и более важное место в коммунистическом воспитании трудящихся. Одним из важных факторов воспитания совести становятся товарищеские суды, роль и значение их будут возрастать. Н-. С. Хрущев говорил на XXI съезде: «Настало время, когда больше внимания следует уделять товарищеским судам, которые должны главным образом доби ваться предупреждения разного рода на рушений. Они должны разбирать не только вопросы производственного, но и вопросы бытового, морального характера, факты неправильного поведения членов коллектива, допустивших отклонения от норм общественного порядка» 2. О том, какое значение имеют эти суды не только на самого «подсудимого», но и на других членов коллектива, можно су дить по ответу плотника Крутологовско- го совхоза Новосибирской области А. Кралько. «Сидит во мне какое-то чувство, по хожее на наставника, и следит за мо ими поступками, вдруг, бывает, ослуша ешься и не туда толкнешь,— одернет. А другой раз и глаза закроешь. Бывает разное. Вот я спокойным человеком считаюсь, ■а по праздникам часто приходится гулять в компаниях, так как с молодости с гар мошкой дружу. Ну, нет-нет, да и при дешь домой «под завязочку». Жена недо вольна, и самому неладно как-то бывает. Стыдно. Тем более, на днях у нас одного рабочего на общественный суд в мастер ской гаража «вытянули». Как он ни кру 1 В. И. Ленин, Соч., том 25, стр. 434. 2 «Материалы внеочередного XXI съезда КПСС», стр. 94—95. тился, а отвечать заставили за пьянку и за издевательство над семьей. И не только он урок извлек, а и каж дый задумался. У меня тоже совесть за- говооила, дал себе слово не выходить за рамки. Мне кажется, что совесть вырабаты вается теми условиями, в которых чело век живет, а потому влиять на совесть — это значит воспитывать человека». Инициатива масс возродила и такой прием воздействия на совесть человека, как вызов «на середину». Рабочие ле нинградских предприятий первыми в стране вновь использовали эту традицию Коммуны имени Дзержинского, где ее широко применял А. С. Макаренко. Пря мо в цехе, обычно между сменами или в обеденный перерыв, провинившийся ра ботник в кругу своих товарищей вынуж ден держать ответ за свое поведение. Эта мера товарищеского воздействия на совесть человека почти во всех случаях действует очень сильно. Но, конечно, не одно только осужде ние воспитывает совесть. Огромное воз действие на ее формирование оказывает одобрение тех или иных действий, по ступков. Особенно . велико воздействие нашей советской печати, и совершенно бесспорно, что ее роль по мере приближе ния к коммунизму будет возрастать. Трудно переоценить и такую форму вос питания совести, как искусство и худо жественная литература. Все виды идео логического воздействия на сознание че ловека в ходе построения коммунизма будут совершенствоваться, для того что бы превратить нормы нравственности в единственную силу, регулирующую отно шения человека к обществу и человека к человеку. Есть еще одно исключительной важно сти средство воздействия на сознание со ветских людей. Это сила положительного примера. Именно здесь лежит ключ к по ниманию существа таких понятий, как «рабочая совесть», «комсомольская со весть». Рабочий класс — наиболее револю ционный, наиболее сознательный класс из всех классов, существовавших в исто рии человечества. И совесть, как катего рия пролетарской нравственности, предъ являет рабочему человеку требование быть в первых рядах строителей комму низма. Недаром же соревнование за зва ние коммунистических бригад, как и дру гие, более ранние формы соревнования, родилось в недрах рабочего класса. Свои повышенные нормы нравственности име ет и комсомол, наиболее боевая, наи более передовая часть советской молоде жи. Совесть комсомольцев зовет моло дежь быть застрельщиками во всех слав ных начинаниях, по зову партии идти ту да, где труднее. Характерное явление нашего общест ва в период развернутого строительства коммунизма — постепенное стирание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2