Сибирские огни, 1961, № 4

руются и нормами права и нормами нрав­ ственности. Однако в ходе развернутого строительства коммунизма с ростом со­ знательности и культуры трудящихся, от­ ношения людей к обществу и между людьми будут все больше и больше ре­ гулироваться только нормами нравствен­ ности. Соблюдение моральных норм при коммунизме несомненно будет обеспечи­ ваться исключительно общественным воздействием — одобрением или мораль­ ным осуждением. В ходе строительства коммунизма, ука­ зывал В. И. Ленин, «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повто­ рявшихся во всех прописях правил об­ щежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения...» >. В самой тесной связи с этим процессом будет возрастать роль такой нравствен­ ной категории, как совесть. Не только об­ щественное осуждение или одобрение, а глубокое внутреннее убеждение, посте­ пенно переходящее в привычку, будет регулировать поведение человека. И про­ цесс развития и воспитания совести бу­ дет занимать все более и более важное место в коммунистическом воспитании трудящихся. Одним из важных факторов воспитания совести становятся товарищеские суды, роль и значение их будут возрастать. Н-. С. Хрущев говорил на XXI съезде: «Настало время, когда больше внимания следует уделять товарищеским судам, которые должны главным образом доби­ ваться предупреждения разного рода на­ рушений. Они должны разбирать не только вопросы производственного, но и вопросы бытового, морального характера, факты неправильного поведения членов коллектива, допустивших отклонения от норм общественного порядка» 2. О том, какое значение имеют эти суды не только на самого «подсудимого», но и на других членов коллектива, можно су­ дить по ответу плотника Крутологовско- го совхоза Новосибирской области А. Кралько. «Сидит во мне какое-то чувство, по­ хожее на наставника, и следит за мо­ ими поступками, вдруг, бывает, ослуша­ ешься и не туда толкнешь,— одернет. А другой раз и глаза закроешь. Бывает разное. Вот я спокойным человеком считаюсь, ■а по праздникам часто приходится гулять в компаниях, так как с молодости с гар­ мошкой дружу. Ну, нет-нет, да и при­ дешь домой «под завязочку». Жена недо­ вольна, и самому неладно как-то бывает. Стыдно. Тем более, на днях у нас одного рабочего на общественный суд в мастер­ ской гаража «вытянули». Как он ни кру­ 1 В. И. Ленин, Соч., том 25, стр. 434. 2 «Материалы внеочередного XXI съезда КПСС», стр. 94—95. тился, а отвечать заставили за пьянку и за издевательство над семьей. И не только он урок извлек, а и каж­ дый задумался. У меня тоже совесть за- говооила, дал себе слово не выходить за рамки. Мне кажется, что совесть вырабаты­ вается теми условиями, в которых чело­ век живет, а потому влиять на совесть — это значит воспитывать человека». Инициатива масс возродила и такой прием воздействия на совесть человека, как вызов «на середину». Рабочие ле­ нинградских предприятий первыми в стране вновь использовали эту традицию Коммуны имени Дзержинского, где ее широко применял А. С. Макаренко. Пря­ мо в цехе, обычно между сменами или в обеденный перерыв, провинившийся ра­ ботник в кругу своих товарищей вынуж­ ден держать ответ за свое поведение. Эта мера товарищеского воздействия на совесть человека почти во всех случаях действует очень сильно. Но, конечно, не одно только осужде­ ние воспитывает совесть. Огромное воз­ действие на ее формирование оказывает одобрение тех или иных действий, по­ ступков. Особенно . велико воздействие нашей советской печати, и совершенно бесспорно, что ее роль по мере приближе­ ния к коммунизму будет возрастать. Трудно переоценить и такую форму вос­ питания совести, как искусство и худо­ жественная литература. Все виды идео­ логического воздействия на сознание че­ ловека в ходе построения коммунизма будут совершенствоваться, для того что­ бы превратить нормы нравственности в единственную силу, регулирующую отно­ шения человека к обществу и человека к человеку. Есть еще одно исключительной важно­ сти средство воздействия на сознание со­ ветских людей. Это сила положительного примера. Именно здесь лежит ключ к по­ ниманию существа таких понятий, как «рабочая совесть», «комсомольская со­ весть». Рабочий класс — наиболее револю­ ционный, наиболее сознательный класс из всех классов, существовавших в исто­ рии человечества. И совесть, как катего­ рия пролетарской нравственности, предъ­ являет рабочему человеку требование быть в первых рядах строителей комму­ низма. Недаром же соревнование за зва­ ние коммунистических бригад, как и дру­ гие, более ранние формы соревнования, родилось в недрах рабочего класса. Свои повышенные нормы нравственности име­ ет и комсомол, наиболее боевая, наи­ более передовая часть советской молоде­ жи. Совесть комсомольцев зовет моло­ дежь быть застрельщиками во всех слав­ ных начинаниях, по зову партии идти ту­ да, где труднее. Характерное явление нашего общест­ ва в период развернутого строительства коммунизма — постепенное стирание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2