Сибирские огни, 1961, № 4

пени перекликается со статьей писателя С. С. Смирнова «Именем солдат» о рас­ сказе Сергея Воронина «В родных ме­ стах» >. В своем рассказе Воронин описывает переживания Василия Никитина, тоже бывшего изменника Родины, власовца, продолжавшего скрывать свое прошлое. Б^го друг детства Иван приезжает в род­ ную деревню и неожиданно встречает Ва­ силия. Когда Иван вспоминает, что по­ следний раз видел Василия среди конвои­ ров, в немецкой форме, тот признается, что служил фашистам. После войны Ва­ силий трудится честно, но совесть неот­ ступно гложет его. Иван видит это. «Каждый день казнится. Куда больше такого наказания,— думает Иван..'.— До последнего часа своего будет мучиться, хотя бы и открылся... А каково ребятам будет. Узнают, какой батька... беда!» И он решается скрыть прошлое Васи­ лия. Писатель С. Смирнов резко осуждает идейную концепцию рассказа: «Только гнев, возмущение и резкий протест по­ могут вызвать у нас, участников войны, попытки говорить во всеуслышание в сла­ щавом тоне христианского всепрощения о судьбе оставшегося неразоблаченным пособника врага». Сергей Воронин, не возражая против мысли героя своего рас­ сказа Ивана Касимова о том, что собст­ венная совесть будет сильнейшим нака­ занием врага, выступает тем самым «про­ тив стойкости в борьбе с врагами, против непримиримости ко всякой подлости и, прежде всего, к высшему проявлению подлости — к измене Родине, к преда­ тельству нашего благородного дела, де­ ла коммунизма», то есть против одного из самых непреложных принципов нашей партии, нашего народа. Кто прав? Может быть, Иван Касимов, простивший врага и предоставивший его угрызениям собственной совести? Ведь и Советское государство Указом об амни­ стии тоже как будто прощает людей, слу­ живших фашистам? Или прав писатель, именем солдат выступивший против про­ поведи христианского всепрощения? Разумеется, прав Сергей Смирнов. Прощать можно и нужно врага, искренне раскаявшегося. Того, кто сам пришел и чистосердечно рассказал о своих преступ­ лениях. Это — лучшее свидетельство его желания добросовестным трудом загла­ дить позорное прошлое. Но Василий скрыл и продолжает скрывать свое по­ собничество врагу. Угрызения совести еще не довели его до сознания необхо­ димости открыть свое прошлое. Нет, христианское всепрощение, тол­ стовское учение о том, что муки сове­ сти—единственное наказание преступни­ ку,—это не наша мораль. Человек, загла­ дивший свою вину перед обществом чи­ стосердечным раскаянием, может всегда рассчитывать на доверие, на забвение прошлого. Но раскаявшийся, а не при­ таившийся. Как бы поступил советский человек на месте Ивана Касимова? По­ шел бы и заявил о Василии в органы Госбезопасности? Вряд ли. Скорее всего, он убедил бы Василия пойти и самому рассказать о своем прошлом. Вся наша жизнь, наш высочайший гуманизм уже подводили Василия к этому. Нужен был лишь еще один толчок, настойчивый со­ вет бывшего товарища. И Иван обязан был это сделать. Такого конца требова­ ла вся логика рассказа С. Воронина. V I I I Чтобы прийти к коммунизму, , самому совер­ шенному обществу, когда полностью раскроются все лучшие нравственные черты свободного чело­ века, нам надо уже сейчас воспитывать человека будущего. Н. С. Хрущев. Доклад на X X I съезде КПСС . Мы живем в замечательное время, на­ ша страна вступила в эпоху развернуто­ го строительства коммунизма. Комму­ низм становится близким, осязаемым, зримым. Для построения его советскому народу необходимо решить две основные задачи: создать материально-техническую базу коммунизма и добиться повышения коммунистической сознательности трудя­ щихся. Обе эти задачи неотделимы одна от другой. Коммунистическая партия че­ рез свои партийные организации все ши­ ре развертывает идейно-воспитательную 1 См. «Литературную газету» от 27 октяб­ ря 1959 г. работу среди трудящихся. Ведь для того, чтобы перейти к высшей фазе, где будет осуществлен принцип «от каждого по способности, каждому по потребности», предпосылки которого создаются уже сейчас, при социализме, нужно, чтобы все трудящиеся или, по крайней мере, огромное большинство достигло высоко­ го уровня сознательности. Нравственные качества человека ком­ мунистического общества складываются уже сейчас, в ходе борьбы за это общест­ во. Они выражают новое отношение чело­ века к обществу и отношения между людьми. В период перехода от социализ­ ма к коммунизму эти отношения регули­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2