Сибирские огни, 1961, № 4
гу. Вот характерное заявление группы механизаторов из Чикского совхоза Но восибирской области. «Многие механизаторы у нас — моло дые ребята, закончившие 7—Ю классов. Сначала они думали поехать работать в Новосибирск, на какой-нибудь завод. Ко нечно, условия работы на заводе лучше, а заработок больше, и общежития для молодых рабочих там со всеми удобст вами. А у нас в совхозе механизаторов не хва тает. И нам совестно стало вроде как бы бежать от трудностей, и мы решили остаться и принять непосредственное уча стие в подъеме своего совхоза». Иногда чувство стыда возникает не за свои поступки, а как реакция на поведе ние близких. Вот трогательный по своей непосредственности и выраженному в нем чувству ответ на вопрос: «Какие по ступки вы считаете бессовестными?» —• шестнадцатилетней свинарки Вали К. одного из совхозов Новосибирской об ласти: «Бессовестно поступил отец, бросив ший мою мать с четырьмя детьми. Но виновата в этом, прежде всего, мать, ко торая плохо вела себя. Потом она приня ла в дом плохого, ленивого человека, ко торого за это везде выгоняли с работы, а она вышла за него замуж. Но сейчас и он бросил нас, оставив еще одного ребен ка. Считаю, что мать поступила по отно шению к нам, ее детям, бессовестно. Нам стыдно за нее. Сейчас мать не работает. Я, самая старшая в семье, вынуждена была бросить школу и пойти в 15 лет работать, чтобы кормить семью. У мате ри же двое детей не от отца. И теперь нас уже шестеро детей. Отец нас любит, но с матерью жить не хочет.. И нам стыд но из-за нее даже выйти на улицу. Я даже в клуб не хожу, мне стыдно». Но не всякое чувство стыда связано с совестью. Есть так называемый «лож ный стыд», рождаемый предрассудками, которые хотя и противоречат господст вующим в данном обществе моральным принципам, но еще сравнительно долго держат в плену не только отдельных идейно отсталых людей, но и це„-.^е об щественные группы. Одним из таких предрассудков было довольно широко распространенное мнение, будто бы вы пускникам средней школы «стыдно-де идти на производство», «зазорно» быть «простыми рабочими». Ложный стыд был следствием не только пережитков бар- ско-пренебрежительного отношения к производительному труду, но и резуль татом отрыва школы от жизни, недооцен ки роли физического труда в воспитании подрастающего поколения. Огромные преобразования в системе просвещения, которые происходят сейчас в нашей стране, несомненно помогут избавиться от чувства такого ложного стыда, и на ша молодежь научится по-настоящему ценить и уважать производительный ТРУД — основу существования человече ского общества. Иногда нарушение нравственных норм бывает так велико и голос совести зву чит так сильно, что человек чувствует уже не стыд, а угрызения совести, то есть глубокое и сильное чувство своей ви ны перед обществом, перед коллективом или перед отдельным человеком, неудов летворенность собой, мучительное сожа ление о совершенном проступке. Особенно тягостные угрызения сове сти связаны у отдельных советских лю дей с такими тяжелыми преступлениями, как измена Родине. 6 марта 1960 года новосибирская об ластная газета «Советская Сибирь» опуб ликовала письмо слесаря кожевенно-обув ного комбината А. Короткова, нарушив шего в прошлом свой долг. Находясь в плену, он в апреле 1944 года изменил Родине и стал власовцем. В 1946 году он вернулся в Советский Союз, но скрыл свое прошлое. Опасаясь, что преступле ние будет раскрыто, Коротков часто пе реезжал с места на место, не заводя семьи и не имея постоянного места рабо ты и жительства. «Из-за боязни быть разоблаченным я старался не появляться в людных ме стах, редко ходил в кинотеатры, не за водил знакомств, не имел друзей,— пи шет А. Коротков.— Наконец, приехал в Новосибирск в надежде устроиться на жительство. Здесь я встретил хорошую женщину, сошелся с ней, и у нас роди лась дочь. Однако под всякими предлога ми я не стал регистрировать брак и род ную дочь не записал на свою фамилию, чтобы в случае моего разоблачения не причинить ей неприятности». Далее в письме рассказывается, что любовь к жене и дочери усилила угрызе ния совести, и только страх удерживал Короткова от откровенного признания. Но в конце концов угрызения совести пе ресилили страх, он пошел в органы Гос безопасности и чистосердечно рассказал о своем прошлом. В связи с его откровенным признанием и на основании Указа Президиума Вер ховного Совета СССР, об амнистии совет ских граждан, сотрудничавших с окку пантами в период Отечественной войны, его не привлекли к ответственности, а отпустили домой, посоветовав честным трудом оправдать доверие, оказываемое ему Советским государством. «Неописуема была моя радость, когда я, сбросив с себя тяжелый груз прошло го, вышел на улицу и вздохнул полной грудью! Я с волнением шел домой, к же не, к дочери,— пишет Коротков.— Ка залось, все, кто видели меня на улице, улыбались и радовались моему счастью. Да, это было великое счастье снова стать человеком и вместе со всем совет ским народом строить коммунистическое общество!» Письмо А. Короткова в какой-то сте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2