Сибирские огни, 1961, № 4
сти. Долг из внешнего побудительного мотива становится внутренним убежде нием, а совесть — решающей силой в выполнении советским человеком своего долга. Вот что ответила на вопрос анке ты — «Был ли в вашей жизни такой мо мент, когда веление совести заставило вас принять какое-либо важное реше ние?» — швея шорно-седельной фабри ки А. А. Варывдина: «В моей жизни был случай, когда ве ление совести заставило меня пойти на решительное действие. Я вышла замуж рано — двадцати лет, за малознакомого человека. Вскоре я узнала, что мой муж преступник — вор, что он живет под чу жой фамилией. Моя совесть, совесть со ветского человека, подсказала мне, что я не только не могу жить с таким челове ком, но и должна разоблачить его. Несмотря на уговоры некоторых по друг и родных, несмотря на уговоры му жа, я пошла в прокуратуру и рассказала все. Муж был арестован, я сразу почувст вовала облегчение на душе. Лучше жить вдовой, чем женой преступника». За этими скупыми строчками большая драма и большое мужество. Голос сове сти заставил женщину пойти на реши тельный шаг, изменивший всю ее жизнь. Каким же сильным должен быть этот голос! О том, что, поступая по велению сове сти, выполняя свой долг, советские люди идут порой на определенные материаль ные жертвы, пишет ряд участников опроса. «После окончания техникума я пять лет работала бригадиром,— говорит Ни на Н. (шорно-седельная фабрика).— Но в этой должности работать труднее, от ветственнее, а заработок меньше, чем у работниц конвейера. Я подала заявление, чтобы меня освободили от этой должно сти и поставили на конвейер. Сразу ме ня, конечно, не перевели. И вот как-то незаметно в голову пришла мысль: пра вильно ли я поступаю? И мне стало стыд но за свой поступок. Ведь государство меня учило, а я так «отблагодарила» его, решив уйти туда, где легче и больше за работок. Все передумав, я решила остаться на месте и считаю, что поступила правиль но. Сейчас и члены бригады довольны, а больше их я сама». V I I Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно про житые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое... Н. Островский. «Как закалялась.сталь*. «Стало стыдно» <— как часто прихо дится слышать эти слова! Чувство стыда тоже связано с категорией совести. Неда ром понятия «стыдно» и «совестно» су ществуют как синонимы. Чаще всего оба эти чувства — результат поступков, ко торые противоречат требованиям нравст венности, нарушают признанные общест вом и разделяемые самой личностью мо ральные нормы, установленные правила поведения. Чувство стыда возникает в связи с противоречием между личным и общест венным. Известно, что личное и общест венное находятся у нас в единстве, от сутствие частной собственности и антаго нистических классов создают условия, при которых между общественными и личными интересами нет непримиримой противоположности, нет конфликта. Но единство это — диалектическое, личное и общественное в ряде случаев непосред ственно и полностью не совпадают. А это приводит к тому, что отдельные люди, у которых сильны пережитки прошлого в сознании, противопоставляют свои лич ные интересы общественным, вступают в противоречия с обществом, с коллекти вом, с господствующими нормами нравст венности, и тогда совершаются антиоб щественные поступки, справедливо осуж даемые с точки зрения коммунистиче ской морали. Поступки эти расценивают ся как постыдные и бессовестные, и об щественное мнение выносит им свой при говор — моральное осуждение. Борьба с вредными привычками, пред ставлениями и вызываемыми ими поступ ками — одна из труднейших задач. В. И. Ленин говорил, что настоящее поле стройки социализма — «это дело переработки самих нравов, надолго зага женных, испорченных проклятой частной собственностью на средства производст ва...» Избавиться от буржуазных и мел кобуржуазных предрассудков можно только путем длительной и трудной борь бы, а «не сразу, не чудом, не по веле нию божьей матери, не по велению ло зунга, резолюции, декрета» >. Совестливость помогает бороться с пе режитками, с противопоставлением лич ного общественному. Причем одно толь ко сознание, что «будет совестно», за ставляет советских людей преодолевать колебания и выбирать правильную доро 1 В. И. Ленин. Соч., том 31, стр. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2