Сибирские огни, 1961, № 4

сти. Долг из внешнего побудительного мотива становится внутренним убежде­ нием, а совесть — решающей силой в выполнении советским человеком своего долга. Вот что ответила на вопрос анке­ ты — «Был ли в вашей жизни такой мо­ мент, когда веление совести заставило вас принять какое-либо важное реше­ ние?» — швея шорно-седельной фабри­ ки А. А. Варывдина: «В моей жизни был случай, когда ве­ ление совести заставило меня пойти на решительное действие. Я вышла замуж рано — двадцати лет, за малознакомого человека. Вскоре я узнала, что мой муж преступник — вор, что он живет под чу­ жой фамилией. Моя совесть, совесть со­ ветского человека, подсказала мне, что я не только не могу жить с таким челове­ ком, но и должна разоблачить его. Несмотря на уговоры некоторых по­ друг и родных, несмотря на уговоры му­ жа, я пошла в прокуратуру и рассказала все. Муж был арестован, я сразу почувст­ вовала облегчение на душе. Лучше жить вдовой, чем женой преступника». За этими скупыми строчками большая драма и большое мужество. Голос сове­ сти заставил женщину пойти на реши­ тельный шаг, изменивший всю ее жизнь. Каким же сильным должен быть этот голос! О том, что, поступая по велению сове­ сти, выполняя свой долг, советские люди идут порой на определенные материаль­ ные жертвы, пишет ряд участников опроса. «После окончания техникума я пять лет работала бригадиром,— говорит Ни­ на Н. (шорно-седельная фабрика).— Но в этой должности работать труднее, от­ ветственнее, а заработок меньше, чем у работниц конвейера. Я подала заявление, чтобы меня освободили от этой должно­ сти и поставили на конвейер. Сразу ме­ ня, конечно, не перевели. И вот как-то незаметно в голову пришла мысль: пра­ вильно ли я поступаю? И мне стало стыд­ но за свой поступок. Ведь государство меня учило, а я так «отблагодарила» его, решив уйти туда, где легче и больше за­ работок. Все передумав, я решила остаться на месте и считаю, что поступила правиль­ но. Сейчас и члены бригады довольны, а больше их я сама». V I I Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, что­ бы не было мучительно больно за бесцельно про­ житые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое... Н. Островский. «Как закалялась.сталь*. «Стало стыдно» <— как часто прихо­ дится слышать эти слова! Чувство стыда тоже связано с категорией совести. Неда­ ром понятия «стыдно» и «совестно» су­ ществуют как синонимы. Чаще всего оба эти чувства — результат поступков, ко­ торые противоречат требованиям нравст­ венности, нарушают признанные общест­ вом и разделяемые самой личностью мо­ ральные нормы, установленные правила поведения. Чувство стыда возникает в связи с противоречием между личным и общест­ венным. Известно, что личное и общест­ венное находятся у нас в единстве, от­ сутствие частной собственности и антаго­ нистических классов создают условия, при которых между общественными и личными интересами нет непримиримой противоположности, нет конфликта. Но единство это — диалектическое, личное и общественное в ряде случаев непосред­ ственно и полностью не совпадают. А это приводит к тому, что отдельные люди, у которых сильны пережитки прошлого в сознании, противопоставляют свои лич­ ные интересы общественным, вступают в противоречия с обществом, с коллекти­ вом, с господствующими нормами нравст­ венности, и тогда совершаются антиоб­ щественные поступки, справедливо осуж­ даемые с точки зрения коммунистиче­ ской морали. Поступки эти расценивают­ ся как постыдные и бессовестные, и об­ щественное мнение выносит им свой при­ говор — моральное осуждение. Борьба с вредными привычками, пред­ ставлениями и вызываемыми ими поступ­ ками — одна из труднейших задач. В. И. Ленин говорил, что настоящее поле стройки социализма — «это дело переработки самих нравов, надолго зага­ женных, испорченных проклятой частной собственностью на средства производст­ ва...» Избавиться от буржуазных и мел­ кобуржуазных предрассудков можно только путем длительной и трудной борь­ бы, а «не сразу, не чудом, не по веле­ нию божьей матери, не по велению ло­ зунга, резолюции, декрета» >. Совестливость помогает бороться с пе­ режитками, с противопоставлением лич­ ного общественному. Причем одно толь­ ко сознание, что «будет совестно», за­ ставляет советских людей преодолевать колебания и выбирать правильную доро­ 1 В. И. Ленин. Соч., том 31, стр. 94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2