Сибирские огни, 1961, № 4
советского человека, относятся принци пиальность, скромность, искренность и честность. Нежелание мириться со всем отрицательным, что еще осталось в на шей жизни от старого мира, правдивость перед Родиной и народом, искренность перед партией и коллективом, честность по отношению к обществу, к товарищам, к семье, к любимому человеку — все это определяет понимание совести. Сама природа социалистического общества предъявляет требование, чтобы эти бла- -городные черты характера лежали в ос нове взаимоотношений человека с об ществом и человека с человеком. Особенности морального облика совет ских людей, поражающие приезжающих к нам иностранцев, нашли свое отраже ние и в проведенном слушателями ВПШ опросе. Если подавляющее большинство отвечавших считали важнейшей, неотъ емлемой чертой понимания советским че ловеком совести социалистическое от ношение к труду, то на втором месте стоит правдивость и честность. Токарь цеха зажимного инструмента инструмен тального завода Нина Комчатова пишет: «Когда у Ани Клочковой удержали за брак 200 рублей, согласно докладной мастера, то технолог цеха Эйдельман пришел к начальнику цеха и сознался, что этот брак сделан по его вине, хотя об этом никто и. не подозревал. Рабочие участка сказали, что у технолога есть рабочая совесть, а у мастера ее нет, так как он не установил настоящего винов ника, а может быть и знал его, но мол чал. Был у нас и такой случай, когда моя лучшая подруга подбросила бракованные детали«соседней работнице. Я это виде ла, но два дня молчала и мучилась: ска зать или не сказать мастеру? Сначала я хотела заставить подругу сознаться, но она отказалась и заявила, что если я скажу, то она будет считать меня преда телем. Но я все же рассказала об ее по ступке и считаю, что моя комсомольская совесть чиста». «Жить по совести, значит жить чест но. Ведь когда поступаешь по совести, то и людям в глаза не стыдно смотреть. Люди тебя уважают и сам себя уважа ешь» — заявил 58-летний И. Ф. Черни ков, работник охраны шорно-седельной фабрики. Человеческая совесть... Для нее труд но найти формулировку. Ей тесно в рам ках самого обширного энциклопедическо го определения. С понятием совести связаны почти все лучшие качества, вы работанные человеческой моралью. Че стность, правдивость, принципиальность —все это неотделимо от совести. V I Совесть, как категория нравственно сти, -тесно связана с другими категория ми и прежде всего с категорией долга. Сознание нравственного долга — это соз нание своих обязанностей по отношению к обществу и его организациям, к кол лективу, к семье, к отдельным людям. Общественное мнение, определяющее и формирующее нравственность советского человека, воспитывает его совесть глав ным образом через воспитание чувства долга. Когда совесть выступает как побуди тель к совёршению нравственного по ступка, то основа этого побуждения ле жит во внутреннем осознании долга как сво^й личной ответственности перед клас сом, к которому ты принадлежишь, пе ред партией, передовым авангардом это го класса, перед коллективом, в котором ты трудишься, перед семьей, в которой ты вырос или которую ты создал. В со циалистическом обществе, где нет част ной собственности на средства произ водства, где нет враждебных классов, совесть и долг образуют органическое единство, между ними нет неразреши мых противоречий. Это единство выте кает из самого существа коммунистиче ской нравственности, в основе которой лежит ленинский тезис: нравственно все то, что способствует победе коммунизма; Долг каждого члена общества всемерно содействовать построению самого спра ведливого строя на земле. Выполняя свой долг, советский человек тем самым поступает и по велению совести. Но в истории развития человеческого общества противоположность между тре бованиями долга и велением совести со ставляла одну из величайших трагедий. Вспомним хотя бы «Отверженных» Вик тора Гюго. Полицейский комиссар Жа- вер — фанатик долга. Когда спасенный от расстрела Жаном Вольжаном Жавер по велению совести отпускает, его вместо того чтобы отвести в тюрьму,— он из меняет своему долгу. И полицейский сам выносит себе смертный приговор. «Поединок» Куприна.-.. Тяжелая драма честного человека, любящего свою ро дину, свой народ. Присяга на «верность царю и отечеству», долг офицера тре буют, чтобы он муштровал солдат, «се рую скотинку», зуботычинами вбивал им «воинскую науку». А совесть протестует. Рождается острый конфликт, приводя щий к тому, что одни из офицеров зали вают свою совесть вином, другие гибнут. Лишь немногие находят в себе силы пе рейти на сторону народа. Примеры таких жгучих противоречий между долгом и совестью можно найти и в ряде других произведений мировой ли тературы. В нашем обществе, где человек стал хозяином своей судьбы, нет конфликта между чувством долга и велением сове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2