Сибирские огни, 1961, № 4

советского человека, относятся принци­ пиальность, скромность, искренность и честность. Нежелание мириться со всем отрицательным, что еще осталось в на­ шей жизни от старого мира, правдивость перед Родиной и народом, искренность перед партией и коллективом, честность по отношению к обществу, к товарищам, к семье, к любимому человеку — все это определяет понимание совести. Сама природа социалистического общества предъявляет требование, чтобы эти бла- -городные черты характера лежали в ос­ нове взаимоотношений человека с об­ ществом и человека с человеком. Особенности морального облика совет­ ских людей, поражающие приезжающих к нам иностранцев, нашли свое отраже­ ние и в проведенном слушателями ВПШ опросе. Если подавляющее большинство отвечавших считали важнейшей, неотъ­ емлемой чертой понимания советским че­ ловеком совести социалистическое от­ ношение к труду, то на втором месте стоит правдивость и честность. Токарь цеха зажимного инструмента инструмен­ тального завода Нина Комчатова пишет: «Когда у Ани Клочковой удержали за брак 200 рублей, согласно докладной мастера, то технолог цеха Эйдельман пришел к начальнику цеха и сознался, что этот брак сделан по его вине, хотя об этом никто и. не подозревал. Рабочие участка сказали, что у технолога есть рабочая совесть, а у мастера ее нет, так как он не установил настоящего винов­ ника, а может быть и знал его, но мол­ чал. Был у нас и такой случай, когда моя лучшая подруга подбросила бракованные детали«соседней работнице. Я это виде­ ла, но два дня молчала и мучилась: ска­ зать или не сказать мастеру? Сначала я хотела заставить подругу сознаться, но она отказалась и заявила, что если я скажу, то она будет считать меня преда­ телем. Но я все же рассказала об ее по­ ступке и считаю, что моя комсомольская совесть чиста». «Жить по совести, значит жить чест­ но. Ведь когда поступаешь по совести, то и людям в глаза не стыдно смотреть. Люди тебя уважают и сам себя уважа­ ешь» — заявил 58-летний И. Ф. Черни­ ков, работник охраны шорно-седельной фабрики. Человеческая совесть... Для нее труд­ но найти формулировку. Ей тесно в рам­ ках самого обширного энциклопедическо­ го определения. С понятием совести связаны почти все лучшие качества, вы­ работанные человеческой моралью. Че­ стность, правдивость, принципиальность —все это неотделимо от совести. V I Совесть, как категория нравственно­ сти, -тесно связана с другими категория­ ми и прежде всего с категорией долга. Сознание нравственного долга — это соз­ нание своих обязанностей по отношению к обществу и его организациям, к кол­ лективу, к семье, к отдельным людям. Общественное мнение, определяющее и формирующее нравственность советского человека, воспитывает его совесть глав­ ным образом через воспитание чувства долга. Когда совесть выступает как побуди­ тель к совёршению нравственного по­ ступка, то основа этого побуждения ле­ жит во внутреннем осознании долга как сво^й личной ответственности перед клас­ сом, к которому ты принадлежишь, пе­ ред партией, передовым авангардом это­ го класса, перед коллективом, в котором ты трудишься, перед семьей, в которой ты вырос или которую ты создал. В со­ циалистическом обществе, где нет част­ ной собственности на средства произ­ водства, где нет враждебных классов, совесть и долг образуют органическое единство, между ними нет неразреши­ мых противоречий. Это единство выте­ кает из самого существа коммунистиче­ ской нравственности, в основе которой лежит ленинский тезис: нравственно все то, что способствует победе коммунизма; Долг каждого члена общества всемерно содействовать построению самого спра­ ведливого строя на земле. Выполняя свой долг, советский человек тем самым поступает и по велению совести. Но в истории развития человеческого общества противоположность между тре­ бованиями долга и велением совести со­ ставляла одну из величайших трагедий. Вспомним хотя бы «Отверженных» Вик­ тора Гюго. Полицейский комиссар Жа- вер — фанатик долга. Когда спасенный от расстрела Жаном Вольжаном Жавер по велению совести отпускает, его вместо того чтобы отвести в тюрьму,— он из­ меняет своему долгу. И полицейский сам выносит себе смертный приговор. «Поединок» Куприна.-.. Тяжелая драма честного человека, любящего свою ро­ дину, свой народ. Присяга на «верность царю и отечеству», долг офицера тре­ буют, чтобы он муштровал солдат, «се­ рую скотинку», зуботычинами вбивал им «воинскую науку». А совесть протестует. Рождается острый конфликт, приводя­ щий к тому, что одни из офицеров зали­ вают свою совесть вином, другие гибнут. Лишь немногие находят в себе силы пе­ рейти на сторону народа. Примеры таких жгучих противоречий между долгом и совестью можно найти и в ряде других произведений мировой ли­ тературы. В нашем обществе, где человек стал хозяином своей судьбы, нет конфликта между чувством долга и велением сове­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2