Сибирские огни, 1961, № 4

разило меня в этих записках. Там рас­ сказывается, что оставшиеся в шлюпке апатично наблюдали за гибелью своих спутников: у них не было сил помочь им. Я понимаю, бывают очень тяжелые жизненные обстоятельства, но ведь по­ мочь человеку всегда как-то можно. Мне кажется, что наш советский человек на­ шел бы всегда, чем помочь. Да» не по­ мочь человеку, даже когда тебе самому трудно, как говорится, совесть бы не по­ зволила. Значит, совесть по разным по­ нятиям можно оценивать. У нас, в соци­ алистическом обществе, к ней предъяв­ ляются более высокие требования». И далее, рассказав о самоотвержен­ ных делах людей, поступающих по сове­ сти, автор письма заключает: «По-моему, в эти слова наш человек всегда вклады­ вает свою любовь к другим людям, веру в их достоинство и ценность». Да, прав, конечно, прав Владимир Лесников. И ярким подтверждением его слов стал известный вскоре беспример­ ный 49-дневный дрейф четырех совет­ ских воинов в бушующем океане. Только люди, воспитанные в духе социалисти­ ческого коллективизма, могли выдер­ жать труднейшее испытание, и не только выдержать, но и выйти из него с чистой совестью. Командир отважной четверки, млад­ ший сержант Асхат Зиганшин говорил корреспонденту «Правды»: «Американ­ ские газеты все удивляются, что мы ни разу не поссорились между собой и ни­ кому в голову из нас не пришла мысль украдкой взять из общего котла послед­ нюю картофелину, чтобы прожить на день больше». Эти мужественные люди считали свое поведение чем-то обычным, само собою разумеющимся. Товарище­ ская взаимопомощь, взаимовыручка ста­ ли нравственной нормой поведения со­ ветских людей. Одним из важнейших принципов ком­ мунистической морали, определяющих совесть советского человека, является социалистический гуманизм, неразрывно связанный с коллективизмом, представ­ ляющий как бы другую сторону его. Со­ циалистический гуманизм не похож на старый гуманизм, видевший в угнетен­ ном человеке труда только вызывающее сочувствие и сожаление существо. Но­ вый гуманизм, отражающий высочайшую человечность нашего строя, видит в тру­ дящемся борца, способного уничтожить старое общество и построить новое. Со­ циалистический гуманизм будит в чело­ веке чувство собственного достоинства, чувство гордости за свой труд, за кол­ лектив, за свой народ, за свою Родину. В ряде ответов на вопросник отмеча­ ется именно это содержание совести. «Совесть требует такого поведения в об­ ществе, когда учитываются интересы других людей. Бессовестными я считаю такие поступки, которые ущемляют дру­ гих членов нашего общества. Считаю бессовестным грубое отношение к това­ рищам по работе»,— пишет швея шор- но-седельной фабрики А. Варывдина. «Совесть — это чувство ответствен­ ности за свое поведение, за добросовест­ ную работу, за чуткое, внимательное от­ ношение к товарищу, особенно в труд­ ное для него время. Нам приходится ра­ ботать в тяжелых условиях бездорожья. Бывает и так, что ночуешь в степи. В трудных условиях всегда помогает взаи­ мовыручка. Бессовестно бросить товари­ ща, оставить его без помощи»,— гово­ рит М. Михайлов, шофер Крутологовско- го совхоза Новосибирской области. Огромное влияние на формирование совести человека социалистического об­ щества оказывает и такой принцип ком­ мунистической нравственности, как лю­ бовь к Родине, советский патриотизм, неразрывно связанный с уважением к другим народам, с пролетарским интер­ национализмом. «Люди с чистой сове­ стью» — так назвал П. Вершигора свою книгу, в которой показал плеяду замеча­ тельных патриотов, сражавшихся в пар­ тизанском соединении против фашист­ ских захватчиков. Совесть у этих людей поистине чиста, как хрустальный род­ ник, из которого черпали они мужество, самоотвержение, презрение к смер­ тельным опасностям в самые тяжелые минуты своей жизни. В числе людей, отвечавших на наш вопросник, к сожалению, не было ни од­ ного партизана. Но вот что рассказывает В. Прокофьева — диспетчер цеха ин­ струментального завода. «В моей жизни был такой случай. Я жила в оккупации на Украине два с по­ ловиной года. Этот срок показался мне бесконечным. А фашистская агитация ни на минуту не прекращалась. Некото­ рые уже теряли надежду на освобожде­ ние... Нашлись люди, которые под влия­ нием агитации поверили фашистам, что всех, кто был в оккупации, большевики расстреливают, сажают .в тюрьмы и вы­ селяют в Сибирь. И они бежа­ ли вместе с гитлеровцами. А мне кажется, что не фашистская агитация заставила их это сделать, а нечистая совесть перед своим наро­ дом. Я плохо тогда разбиралась в поли­ тике, но моя совесть подсказала мне, что бежать от своей Родины, от своего народа нельзя, что я отвечаю не только за себя, но и за судьбу своих детей. С тех пор прошло уже 16 лет, но я до сих пор вспоминаю все пережитое, как ужас­ ный сон. Я до глубокой старости буду благодарна своей совести, которая в трудную минуту пришла мне на помощь и подсказала, как правильно поступить». На формирование совести у людей на­ шей страны огромное влияние оказывает то содержание, которое обычно вклады­ вается в понятие «моральный облик со­ ветского человека». К числу важнейших моральных черт, характеризующих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2