Сибирские огни, 1961, № 4
разило меня в этих записках. Там рас сказывается, что оставшиеся в шлюпке апатично наблюдали за гибелью своих спутников: у них не было сил помочь им. Я понимаю, бывают очень тяжелые жизненные обстоятельства, но ведь по мочь человеку всегда как-то можно. Мне кажется, что наш советский человек на шел бы всегда, чем помочь. Да» не по мочь человеку, даже когда тебе самому трудно, как говорится, совесть бы не по зволила. Значит, совесть по разным по нятиям можно оценивать. У нас, в соци алистическом обществе, к ней предъяв ляются более высокие требования». И далее, рассказав о самоотвержен ных делах людей, поступающих по сове сти, автор письма заключает: «По-моему, в эти слова наш человек всегда вклады вает свою любовь к другим людям, веру в их достоинство и ценность». Да, прав, конечно, прав Владимир Лесников. И ярким подтверждением его слов стал известный вскоре беспример ный 49-дневный дрейф четырех совет ских воинов в бушующем океане. Только люди, воспитанные в духе социалисти ческого коллективизма, могли выдер жать труднейшее испытание, и не только выдержать, но и выйти из него с чистой совестью. Командир отважной четверки, млад ший сержант Асхат Зиганшин говорил корреспонденту «Правды»: «Американ ские газеты все удивляются, что мы ни разу не поссорились между собой и ни кому в голову из нас не пришла мысль украдкой взять из общего котла послед нюю картофелину, чтобы прожить на день больше». Эти мужественные люди считали свое поведение чем-то обычным, само собою разумеющимся. Товарище ская взаимопомощь, взаимовыручка ста ли нравственной нормой поведения со ветских людей. Одним из важнейших принципов ком мунистической морали, определяющих совесть советского человека, является социалистический гуманизм, неразрывно связанный с коллективизмом, представ ляющий как бы другую сторону его. Со циалистический гуманизм не похож на старый гуманизм, видевший в угнетен ном человеке труда только вызывающее сочувствие и сожаление существо. Но вый гуманизм, отражающий высочайшую человечность нашего строя, видит в тру дящемся борца, способного уничтожить старое общество и построить новое. Со циалистический гуманизм будит в чело веке чувство собственного достоинства, чувство гордости за свой труд, за кол лектив, за свой народ, за свою Родину. В ряде ответов на вопросник отмеча ется именно это содержание совести. «Совесть требует такого поведения в об ществе, когда учитываются интересы других людей. Бессовестными я считаю такие поступки, которые ущемляют дру гих членов нашего общества. Считаю бессовестным грубое отношение к това рищам по работе»,— пишет швея шор- но-седельной фабрики А. Варывдина. «Совесть — это чувство ответствен ности за свое поведение, за добросовест ную работу, за чуткое, внимательное от ношение к товарищу, особенно в труд ное для него время. Нам приходится ра ботать в тяжелых условиях бездорожья. Бывает и так, что ночуешь в степи. В трудных условиях всегда помогает взаи мовыручка. Бессовестно бросить товари ща, оставить его без помощи»,— гово рит М. Михайлов, шофер Крутологовско- го совхоза Новосибирской области. Огромное влияние на формирование совести человека социалистического об щества оказывает и такой принцип ком мунистической нравственности, как лю бовь к Родине, советский патриотизм, неразрывно связанный с уважением к другим народам, с пролетарским интер национализмом. «Люди с чистой сове стью» — так назвал П. Вершигора свою книгу, в которой показал плеяду замеча тельных патриотов, сражавшихся в пар тизанском соединении против фашист ских захватчиков. Совесть у этих людей поистине чиста, как хрустальный род ник, из которого черпали они мужество, самоотвержение, презрение к смер тельным опасностям в самые тяжелые минуты своей жизни. В числе людей, отвечавших на наш вопросник, к сожалению, не было ни од ного партизана. Но вот что рассказывает В. Прокофьева — диспетчер цеха ин струментального завода. «В моей жизни был такой случай. Я жила в оккупации на Украине два с по ловиной года. Этот срок показался мне бесконечным. А фашистская агитация ни на минуту не прекращалась. Некото рые уже теряли надежду на освобожде ние... Нашлись люди, которые под влия нием агитации поверили фашистам, что всех, кто был в оккупации, большевики расстреливают, сажают .в тюрьмы и вы селяют в Сибирь. И они бежа ли вместе с гитлеровцами. А мне кажется, что не фашистская агитация заставила их это сделать, а нечистая совесть перед своим наро дом. Я плохо тогда разбиралась в поли тике, но моя совесть подсказала мне, что бежать от своей Родины, от своего народа нельзя, что я отвечаю не только за себя, но и за судьбу своих детей. С тех пор прошло уже 16 лет, но я до сих пор вспоминаю все пережитое, как ужас ный сон. Я до глубокой старости буду благодарна своей совести, которая в трудную минуту пришла мне на помощь и подсказала, как правильно поступить». На формирование совести у людей на шей страны огромное влияние оказывает то содержание, которое обычно вклады вается в понятие «моральный облик со ветского человека». К числу важнейших моральных черт, характеризующих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2