Сибирские огни, 1961, № 4
«наказания божьего», из тяжелого бреме ни, он стал источником творческой ра дости, делом доблести и славы. Разве само представление о возможности на зываться Героем Социалистического Труда не показалось бы чистой фанта стикой еще каких-нибудь пятьдесят лет тому назад! А сейчас уже не единицы, а тысячи советских людей с достоинством носят это почетнейшее звание. Трудом советских людей воздвигается светлое здание коммунизма, о котором веками мечтали лучшие умы человече ства. В ходе этого строительства форми руется и новая, коммунистическая нрав ственность. «В основе коммунистической нравственности, — учил Ленин, — ле жит борьба за укрепление и завершение коммунизма»1. В борьбе за коммунизм развивается и обогащается содержание нашей морали, воспитываются люди но вой эпохи, формируется их совесть. «Бессовестными поступками считаю те, которые наносят вред нашему обще му делу: тунеядство, обман, воровство, хулиганство», — пишет, отвечая на ан кету, А. Верхотуров — электрик инстру ментального завода. «Бессовестно поступает человек, жи вущий только для себя,— говорит ра ботница Ф. (завод радиодеталей). — Че ловек не должен жить только ради свое го благополучия. Все лучшее, что он познал, он обязан передать другим, что бы его опыт стал достоянием многих, всех. Ведь это способствует нашему об щему стремлению быстрее построить коммунистическое общество». — Жить по совести, значит трудить ся на совесть, — говорят советские лю ди. А трудиться на совесть значит по- коммунистически относиться к труду. Пример такого отношения мы видим в соревновании за звание ударников, бригад, участков, цехов, даже целых предприятий коммунистического труда. Разумеется, это еще не коммунистиче^ ский труд в полном смысле слова, кото рый Ленин определил как «бесплатный труд на пользу общества... труд добро вольный, труд вне нормы, труд, давае мый без расчета на вознаграждение... труд по привычке трудиться на общую пользу... труд, как потребность здорово го организма»'. Конечно, такого труда у нас, в социа листическом обществе, еще не много. Это труд на субботниках и воскресниках, это разные формы общественной работы. И таких зачатков, ростков коммунисти ческого труда, в строгом смысле этого слова, по мере продвижения к высшей фазе становится все больше и больше. Нельзя не восхищаться тем подлинно коммунистическим отношением к труду, которое помогло Ярославу Чижу одному получить за год шестьсот центнеров са мой дешевой свинины и взять обязатель ство — получить на следующий год ты сячу центнеров. А подвиг Валентины Гагановой, перешедшей по велению сове сти н а 1 отстающий участок! А почин виднейших медиков Ростова, решивших по ведению совести вести прием и кон сультации в поликлиниках и больницах города во внеурочное время и без вся кой оплаты. Как заразительны оказались эти примеры! Тысячи последователей нашлись и у Ярослава Чижа, и у Вален тины Гагановой, и у ростовских медиков в различных районах, городах, областях и республиках страны. V Советское общество создало новый тип челове ка — вот что поражает меня больше всего. Альберт Кап. «Новый человек*. Огромное влияние на формирование совести в нашем обществе имеет такой принцип коммунистической морали, как коллективизм. На смену буржуазному индивидуализму и эгоизму в отношениях между людьми социализм провозгласил принцип коллективизма. Его материальная основа — обще ственная собственность на средства про изводства, которая не разъединяет, как частная собственность, а сплачивает людей. В третьем номере «Юности» за 1960 год в разделе «Поговорим о совести» опубликовано письмо комсомольца Вла димира Лесникова. Определяя совесть «как мерило душевной чистоты и красо ты человека», он, между прочим, пи шет: «Недавно в я{уриале «Вокруг света» я читал записки молодого матроса Ганса Вирта о последнем рейсе западногерман ского парусника «Памир». Автору, как и пятерым его товарищам, удалось слу чайно спастись. И вот эти записки гово рят о почти двухнедельном плавании де сяти моряков на шлюпке. От слабости и голода они начали бредить и галлюцини ровать. Некоторые из них после многих дней скитания на шлюпке вставали со своих сидений и с криком: «Я иду к ка питану!» или «Я замерзаю! Я должен сходить за свитером», — шагали через борт и погибали в волнах. И вот что по- 1 В. И. Ленин. Соч., том 31, стр. 270. 148 1 В. И. Ленин. Соч., том 30, стр. 482.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2