Сибирские огни, 1961, № 4

«наказания божьего», из тяжелого бреме­ ни, он стал источником творческой ра­ дости, делом доблести и славы. Разве само представление о возможности на­ зываться Героем Социалистического Труда не показалось бы чистой фанта­ стикой еще каких-нибудь пятьдесят лет тому назад! А сейчас уже не единицы, а тысячи советских людей с достоинством носят это почетнейшее звание. Трудом советских людей воздвигается светлое здание коммунизма, о котором веками мечтали лучшие умы человече­ ства. В ходе этого строительства форми­ руется и новая, коммунистическая нрав­ ственность. «В основе коммунистической нравственности, — учил Ленин, — ле­ жит борьба за укрепление и завершение коммунизма»1. В борьбе за коммунизм развивается и обогащается содержание нашей морали, воспитываются люди но­ вой эпохи, формируется их совесть. «Бессовестными поступками считаю те, которые наносят вред нашему обще­ му делу: тунеядство, обман, воровство, хулиганство», — пишет, отвечая на ан­ кету, А. Верхотуров — электрик инстру­ ментального завода. «Бессовестно поступает человек, жи­ вущий только для себя,— говорит ра­ ботница Ф. (завод радиодеталей). — Че­ ловек не должен жить только ради свое­ го благополучия. Все лучшее, что он познал, он обязан передать другим, что­ бы его опыт стал достоянием многих, всех. Ведь это способствует нашему об­ щему стремлению быстрее построить коммунистическое общество». — Жить по совести, значит трудить­ ся на совесть, — говорят советские лю­ ди. А трудиться на совесть значит по- коммунистически относиться к труду. Пример такого отношения мы видим в соревновании за звание ударников, бригад, участков, цехов, даже целых предприятий коммунистического труда. Разумеется, это еще не коммунистиче^ ский труд в полном смысле слова, кото­ рый Ленин определил как «бесплатный труд на пользу общества... труд добро­ вольный, труд вне нормы, труд, давае­ мый без расчета на вознаграждение... труд по привычке трудиться на общую пользу... труд, как потребность здорово­ го организма»'. Конечно, такого труда у нас, в социа­ листическом обществе, еще не много. Это труд на субботниках и воскресниках, это разные формы общественной работы. И таких зачатков, ростков коммунисти­ ческого труда, в строгом смысле этого слова, по мере продвижения к высшей фазе становится все больше и больше. Нельзя не восхищаться тем подлинно коммунистическим отношением к труду, которое помогло Ярославу Чижу одному получить за год шестьсот центнеров са­ мой дешевой свинины и взять обязатель­ ство — получить на следующий год ты­ сячу центнеров. А подвиг Валентины Гагановой, перешедшей по велению сове­ сти н а 1 отстающий участок! А почин виднейших медиков Ростова, решивших по ведению совести вести прием и кон­ сультации в поликлиниках и больницах города во внеурочное время и без вся­ кой оплаты. Как заразительны оказались эти примеры! Тысячи последователей нашлись и у Ярослава Чижа, и у Вален­ тины Гагановой, и у ростовских медиков в различных районах, городах, областях и республиках страны. V Советское общество создало новый тип челове­ ка — вот что поражает меня больше всего. Альберт Кап. «Новый человек*. Огромное влияние на формирование совести в нашем обществе имеет такой принцип коммунистической морали, как коллективизм. На смену буржуазному индивидуализму и эгоизму в отношениях между людьми социализм провозгласил принцип коллективизма. Его материальная основа — обще­ ственная собственность на средства про­ изводства, которая не разъединяет, как частная собственность, а сплачивает людей. В третьем номере «Юности» за 1960 год в разделе «Поговорим о совести» опубликовано письмо комсомольца Вла­ димира Лесникова. Определяя совесть «как мерило душевной чистоты и красо­ ты человека», он, между прочим, пи­ шет: «Недавно в я{уриале «Вокруг света» я читал записки молодого матроса Ганса Вирта о последнем рейсе западногерман­ ского парусника «Памир». Автору, как и пятерым его товарищам, удалось слу­ чайно спастись. И вот эти записки гово­ рят о почти двухнедельном плавании де­ сяти моряков на шлюпке. От слабости и голода они начали бредить и галлюцини­ ровать. Некоторые из них после многих дней скитания на шлюпке вставали со своих сидений и с криком: «Я иду к ка­ питану!» или «Я замерзаю! Я должен сходить за свитером», — шагали через борт и погибали в волнах. И вот что по- 1 В. И. Ленин. Соч., том 31, стр. 270. 148 1 В. И. Ленин. Соч., том 30, стр. 482.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2