Сибирские огни, 1961, № 4

лера, отравлявшая немецкую молодежь. «Я освобождаю человека, — писал он в «Майн кампф», — от унижающей химе­ ры, которая называется совестью. Со­ весть, как и образование, калечит чело­ века». А вот что проповедует пророк совре­ менной ,американской «золотой» молоде­ жи, плодовитый автор порнографических романов Генри Миллер. «Плевать я хо­ тел на совесть, — нагло заявил он в од­ ном своем интервью. — Люди нуждают­ ся в похабной литературе так же, как дети нуждаются в сказках о феях». Бывший президент США Гарри Тру­ мэн, как христианин, призывает трудя­ щихся «возлюбить ближнего», а как президент, он распорядился лишить жизни десятки тысяч ни в чем не повин­ ных людей. И 2 февраля 1958 года он с гордостью объявил, что не чувствует «угрызений совести за отданный приказ сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки». Такова «совесть» этого вер­ ного слуги монополий. Но в капиталистическом обществе буржуазная мораль не имеет безраздель­ ного господства. Ей противостоит проле­ I V тарская нравственность. Ее принципы и категории становятся могучим идейным оружием в борьбе с эксплуататорами. «Нравственность, — писал Ленин, — служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда»1. Передовые, со­ знательные рабочие не могут мириться с попытками обосновать категории нрав­ ственности с помощью религии. «Рабо­ чая партия, — писал Маркс, — стремит­ ся освободить совесть от религиозного дурмана»2. Основные принципы пролетарской нравственности прямо противоположны; буржуазной морали, и всякая попытка примирить их, найти какую-то третью, «среднюю» линию есть лишь попытка, тайком протащить мораль буржуазии. Категории пролетарской, то есть соци­ алистической, нравственности рожда­ ются в условиях ожесточенной борьбы, рабочего класса против буржуазии и отражают эту борьбу. В ней формирует­ ся совесть как сознание и чувство мо­ ральной ответственности за судьбы тру­ дящихся и угнетенных, за судьбы всего человечества. Любите труд. Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда. М. Горький. Каково же общественное' содержание совести как категории коммунистиче­ ской нравственности? Давайте проанализируем те ответы, которые были получены в результате оп­ роса, проведенного слушателями Новоси­ бирской ВПШ. Среди определений со­ вести есть очеуь образные. Например, медицинская сестра Н1. называет совесть «психологическим барометром, стрелки которого отклоняются в зависимости от воздействия внешних причин на челове­ ка». В другом из ответов совесть срав­ нивается с компасом, указывающим че­ ловеку правильный путь. Вот наиболее характерные ответы. «Совесть — это дума человека о том, что он сделал для других, для людей, для общества. Это его труд во имя побе­ ды коммунизма», — М., работница цеха № 1 завода радиодеталей. «Совесть требует не уходить от стан­ ка, пока не выполнишь норму выработ­ ки, и стремиться перевыполнить ее. Не­ хорошо, когда сделаешь брак, а это из­ редка бывает, иногда и не по твоей вине, но все равно совесть мучает», — И. Кор- 1 Инициалами обозначены те опрошенные, ко­ торые просили не опубликовывать их фамилий. сунов, фрезеровщик инструментального завода. «Считаю бессовестным поступком пло­ хое отношение к труду, опоздание на работу, недокорм свиней»,— А. В. Поха- рукова, свинарка Мошковского совхоза. «Совесть — это какая-то норма внут­ реннего убеждения человека, с которой он сравнивает свои поступки. Все по­ ступки надо рассматривать в интересах трудящихся, чтобы дать больше полез­ ного обществу», — П. Шастов, техник- конструктор. Да! Правы эти и многие другие това­ рищи, определяющие веление совести как оценку, прежде всего, своей трудо­ вой деятельности. Труд всегда, с самого начала существования человеческого об" щества, является источником и основой жизни людей. Но на протяжении тысяче­ летнего господства эксплуатации и угне­ тения труд был «трудом на кого-то», а ре­ зультаты его присваивались кучкой эксплуататоров. Только победа социа­ листической революции превратила труд в «труд на себя и на все общество». Из 1 В. И. Ленин. Соч., том 31, стр. 269. 2 К. Маркс и Ф. Энгельс о религии. Господин иэдат, 1955, стр. 11!.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2