Сибирские огни, 1961, № 4
Есть два чуда: бесконечный мир звезд над нами и го лос совести внутри нас. И то и другое есть голос боже ства, правда недосказуемого, но предчувствуемого. Иммануил Кант. «Философская теория веры». Со в е с ть — это оценка, которую мы в своей собст венной душе даем своим поступкам; совесть простых смертных руководится разумом, совесть же христиан управляется верой, рвением, послушанием святым от цам. Отсюда следует, что совесть набожного человека часто заставляет его быть дурным и даже вносить сму ту в общество. Поль Гольбах. «Карманное богословие». Буржуазная этика тесно связана с ре лигией. Религия же учит, что совесть — это нечто врожденное, вечное, данное человеку богом раз и навсегда. В этических теориях теологов совесть характеризуется как «раскрытие или откровение воли божества, данное раз умному сознанию нравственного субъек та» (Вуттке) или «внутреннее пребыва ние в нас бога, как истинной и благой нормы жизни» (Эттингс). Идеалистическая философия в общем не расходится с теологами в понимании совести как голоса и воли бога внутри нас. Она только пытается заменить бога каким-нибудь другим понятием. Дело в том, что в результате развития капита лизма среди народных масс постепенно падало безраздельное господство рели гии. Требовалось чем-то другим, а не го лосом бога обосновать веления совести. Тем более, что буржуазия вовсе не хоте ла отказываться от этого морального фактора. Ведь когда рабочий трудится не за страх, а за совесть, то и предпри нимателю достается больше барыша. Выразителем этого требования эпохи стал немецкий философ-идеалист Кант, создавший одно из самых глубоких бур жуазных учений о морали. Кант начал с доказательства, что мораль автономна, что она ничего общего не имеет с богом. В основе нравственности лежит чувство долга. А совесть? Совесть, по Канту, это практический разум, ставящий пе ред человеком в каждом отдельном слу чае закон его долга для оправдания или осуждения себя. Однако, будучи идеалистом, Кант в конце концов так и не смог обойтись без бога. На вопрос: откуда же у чело века появляется сознание категориче ской обязательности нравственного дол га — он отвечает, что оно непостижимо, и это указывает на его «божественное про исхождение». В той или иной форме к божественной воле сводят веления совести и другие философы-идеалисты. В противоположность идеалистам и теологам материалистическая философия всегда отрицала божественный характер совести и других нравственных катего рий. Так, французские философы-мате риалисты XVIII в., и в первую очередь Гельвеций, уделивший много внимания нравственности, заявляли, что утвержде ние о существовании врожденной сове сти — суеверие. Будучи воинствующи ми атеистами, они отрицали божествен ное происхождение нравственных прин ципов, искали их «в природе человека». Эта вечная и неизменная «природа чело века» должна не только определять, какие поступки следует считать нравственны ми и какие безнравственными, но и быть эталоном для построения нового обще ства, которое станет тогда «царством разума». Правда, говорит Энгельс, при ближайшем рассмотрении это «царство разума» оказывается идеалом буржуаз ного государства с его господством част ной собственности над сословными при вилегиями. Ближе всех к марксистскому, то есть подлинно научному пониманию катего рии «совесть» подошли русские револю ционные демократы, а среди них — вы дающийся мыслитель Н. Г. Чернышев ский. Правда, и Чернышевский в основу совести также кладет «природу челове ка», но требования «природы человека» совпадают у него с требованиями трудя щихся, с .требованиями революционной демократии. Чернышевский категориче ски отвергает существование моральных принципов вне интересов народа и его потребностей. Ю . «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2