Сибирские огни, 1961, № 4
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть... А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь» Во многих произведениях мировой ли тературы совесть — одна из важнейших проблем. Муки и угрызения совести, описанные с потрясающей художествен ной убедительностью, — вот кульмина ционный пункт или развязка многих драм и трагедий. Вспомним хотя бы уг рызения совести гетевского Фауста или драму царя Бориса в пушкинском «Бо рисе Годунове». Ах! Чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою... Но если в ней единое пятно, Единое случайно завелося, Тогда —беда! Как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек. И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да , жалок то*, в ком совесть нечиста. В той или иной форме проблему сове сти можно найти почти у всех крупных писателей. Но есть два гениальных рус ских художника слова, два глубочайших психолога, для которых эта тема была одной из ведущих в их творчестве. Это Толстой и Достоевский. Глубоко и разносторонне раскрывает духовный мир своих героев Достоевский. И почти везде проблема совести — на первом месте. Мучительны угрызения совести Раскольникова в «Преступлении и наказании». Борьба с совестью, стрем ление заглушить ее голос — такова од на из основных проблем «Подростка». Живой совестью не только для своих братьев, но и для всех окружающих вы веден Алеша в «Братьях Карамазо вых». Но в ряде произведений, особенно на писанных в последние годы, — «Бесы», «Братья Карамазовы» — Достоевский проводит идею о том, что только вера, религия служит оплотом общественной нравственности. И в связи с этой идеей понятие совести получает у него религи озное содержание. Совесть становится проявлением божьей воли, «христова закона». Достоевский стремится дока зать, что народ, отвергнув бога, религи озную мораль, весь общественный поря док самодержавной России, не в состоя нии будет распорядиться своей свобо дой и окажется жертвой безжалостной «борьбы всех против всех», разжигаемой эгоистическими, антиобщественными разрушительными страстями, якобы не искоренимыми в человеке. Исчезнет вера в бога, и «все будет позволено», — вот основная идея писа теля. «Если что и охраняет общество да же в наше время и даже самого пре ступника исправляет и в другого челове ка перерождает, то это опять-таки един ственно лишь закон христов, сказываю щийся в сознании собственной совести», —пишет Достоевский в «Братьях Кара мазовых». Этой своей концепцией сове сти он близок Толстому. В художественном наследии величай- чего писателя земли русской — Л. Н. Толстого моральные проблемы занимают ведущее место. Гневно осуждая самодер жавно-полицейский произвол, господ ствующую православную церковь, туне ядство и разврат «большого света», он противопоставляет им «царство справед ливости и любви», которое может быть достигнуто путем нравственного само совершенствования человека. Но каково же содержание совести, голосом которой должен руководство ваться человек? Уже в «Войне и мире», создавая образ своего любимого героя Пьера Безухо- ва, писатель подходит к идее, что со весть — это «искра божья», «голос бо га». И человек, осознавший эту искру божию, то есть свою совесть, раздувши ее в яркое пламя, не только согревается сам, но и греет других. Еще полнее и законченнее развивает Толстой свое понимание совести в «Вос кресении». Совесть — это высший закон всего живущего, который каждый осозна ет в себе. Требование совести и есть вы ражение воли бога, и потому смысл жиз ни состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую нами в нашей сове сти. К чему это приводит? Ответить нельзя, так как это недоступно уму че ловека. В. И. Ленин, высоко ценя Толстого, как гениального художника, в то же вре мя высмеивал его попытки стать проро ком, открывшим новые рецепты спасе ния человечества. «В наши дни всякая попытка идеализации учения Толстого, оправдания или смягчения его «непро тивленства», его апелляций к «Духу»... его доктрины «совести» и всеобщей «любви»... приносит самый непосредст венный и самый глубокий вред»1. 1 В. И. Ленин. Соч., том 17, стр. 33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2