Сибирские огни, 1961, № 4

О нашей коммунистической этике К. НЕМИРА ГОЛОС ВНУТРИ НАС О совести как категории коммунистической нравственности Что такое совесть? Этот вопрос стоял первым в небольшой анкете, с которой слушатели выпускного курса Новосибир­ ской Высшей партийной школы обрати­ лись к трудящимся во время прохожде­ ния производственной практики на про­ мышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Было опрошено более двухсот человек. Цель опроса — выяснить, какое со­ держание вкладывают советские люди в свое представление о совести как кате­ гории коммунистической нравственности, какую роль она играет в их жизни, ка­ кие поступки они считают бессовестны­ ми. Однако многие из опрошенных не смогли ответить на эти вопросы. «Пони­ маю, но затрудняюсь определить», «Чув­ ствую, но не могу сформулировать», «Не могу ответить», — так писали они. Характерно, что среди воздержавшихся были не только люди с недостаточным кругозором, но специалисты с высшим образованием, со стажем руководящей работы, люди, умудренные житейским опытом. И это не случайно: в нашей этике та­ кие категории, как честь, совесть, долг, счастье, стыд и другие, — еще мало раз­ работаны, что наносит ущерб воспита­ нию советских людей и особенно моло­ дежи. Правящие классы в эксплуататорском обществе не жалеют сил и средств для того, чтобы навязать трудящимся свою мораль. Они знают, что одним насилием, принуждением нельзя обеспечить своего господства. Особенно широко в этих целях исполь­ зуется религия. Преподавание «закона божия» в школах — вот главная форма внушения широким массам буржуазной нравственности. Особую роль в этом играют так назы­ ваемые «воскресные» школы. Теодор Драйзер в книге «Церковь и капитал в США» пишет, что в 1926 году 212 различных вероисповеданий и сект содержали в Соединенных Штатах 185 тысяч воскресных школ с'общим числом учеников 21 миллион, т. е. всего на 3 миллиона 700 тысяч меньше, чем по­ сещавших обычную школу. В нашей стране школьники не изуча­ ют «закона божия», им не внушаются догматы религиозной морали. В основе воспитания молодежи лежат принципы коммунистической нравственности. И с этими принципами подрастающие поко­ ления знакомятся, изучая историю и литературу, географию и другие науки. Важнейшим фактором воспитания в ду­ хе коммунизма является сочетание обуче­ ния с производительным трудом. Ведь участие молодого человека в обществен­ но-полезном труде и является основой воспитания в духе коммунистической мо­ рали. Но все это не снижает важности и крайней необходимости широко знако­ мить молодежь, да и не одну лишь мо­ лодежь, с основными категориями ком­ мунистической нравственности. В про­ цессе повседневной воспитательной рабо­ ты они должны войти в сознание, в ду­ шу советских людей, сделаться хорошо знакомыми, привычными, «своими». Может быть, и не стоит вводить препо­ давание этики, как специального предме­ та в школах, но в каких-то формах под­ растающее поколение должно широко знакомиться с основами теории коммуни­ стической нравственности. А для этого самих педагогов следует вооружить глу­ бокими знаниями принципов, категорий, понятий, закономерностей коммунисти­ ческой этики, создать учебники, попу­ лярные брощюры. Тогда мы не услышим беспомощного «не знаю» на вопрос «Что такое со­ весть?»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2