Сибирские огни, 1961, № 4
О нашей коммунистической этике К. НЕМИРА ГОЛОС ВНУТРИ НАС О совести как категории коммунистической нравственности Что такое совесть? Этот вопрос стоял первым в небольшой анкете, с которой слушатели выпускного курса Новосибир ской Высшей партийной школы обрати лись к трудящимся во время прохожде ния производственной практики на про мышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Было опрошено более двухсот человек. Цель опроса — выяснить, какое со держание вкладывают советские люди в свое представление о совести как кате гории коммунистической нравственности, какую роль она играет в их жизни, ка кие поступки они считают бессовестны ми. Однако многие из опрошенных не смогли ответить на эти вопросы. «Пони маю, но затрудняюсь определить», «Чув ствую, но не могу сформулировать», «Не могу ответить», — так писали они. Характерно, что среди воздержавшихся были не только люди с недостаточным кругозором, но специалисты с высшим образованием, со стажем руководящей работы, люди, умудренные житейским опытом. И это не случайно: в нашей этике та кие категории, как честь, совесть, долг, счастье, стыд и другие, — еще мало раз работаны, что наносит ущерб воспита нию советских людей и особенно моло дежи. Правящие классы в эксплуататорском обществе не жалеют сил и средств для того, чтобы навязать трудящимся свою мораль. Они знают, что одним насилием, принуждением нельзя обеспечить своего господства. Особенно широко в этих целях исполь зуется религия. Преподавание «закона божия» в школах — вот главная форма внушения широким массам буржуазной нравственности. Особую роль в этом играют так назы ваемые «воскресные» школы. Теодор Драйзер в книге «Церковь и капитал в США» пишет, что в 1926 году 212 различных вероисповеданий и сект содержали в Соединенных Штатах 185 тысяч воскресных школ с'общим числом учеников 21 миллион, т. е. всего на 3 миллиона 700 тысяч меньше, чем по сещавших обычную школу. В нашей стране школьники не изуча ют «закона божия», им не внушаются догматы религиозной морали. В основе воспитания молодежи лежат принципы коммунистической нравственности. И с этими принципами подрастающие поко ления знакомятся, изучая историю и литературу, географию и другие науки. Важнейшим фактором воспитания в ду хе коммунизма является сочетание обуче ния с производительным трудом. Ведь участие молодого человека в обществен но-полезном труде и является основой воспитания в духе коммунистической мо рали. Но все это не снижает важности и крайней необходимости широко знако мить молодежь, да и не одну лишь мо лодежь, с основными категориями ком мунистической нравственности. В про цессе повседневной воспитательной рабо ты они должны войти в сознание, в ду шу советских людей, сделаться хорошо знакомыми, привычными, «своими». Может быть, и не стоит вводить препо давание этики, как специального предме та в школах, но в каких-то формах под растающее поколение должно широко знакомиться с основами теории коммуни стической нравственности. А для этого самих педагогов следует вооружить глу бокими знаниями принципов, категорий, понятий, закономерностей коммунисти ческой этики, создать учебники, попу лярные брощюры. Тогда мы не услышим беспомощного «не знаю» на вопрос «Что такое со весть?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2