Сибирские огни, 1961, № 4

были математически закодированы рисунки, и машина делала подборку совпаде­ ний, выборку аналогичных мест и т. п. После того, как закономерность обнаружена, текст подобран, исследователь имеет все основания идти к той или иной правдоподобной догадке. Второй метод: использование закономерностей. Находится какая-нибудь структура, несколько слов, повторяющихся во многих фразах. Все такие сочета­ ния машина подбирает в течение очень короткого времени. (Работа, на которую затрачивалось 3 — 4 года, выполняется в течение 1 минуты). Опираясь на эти вы­ числения, исследователь может быстрее, легче, лучше пользоваться собственной интуицией для тех или иных предположений. В конце концов выдвигалась гипотеза, которая шла на проверку. Большую роль сыграли рисунки. Разобравшись в рисунках, исследователи со­ ставили программу, где каждой части рисунка — голове бога, шее, руке — был дан определенный математический символ, в результате чего задача превратилась в математическую, и машина начала подборку соответствия между частями рисун­ ков и действием, которое происходит на рисунке, иероглифами или группой иероглифов. В процессе выполнения всей задачи машина работала сравнительно недолго. На первом этапе осуществлялись несложные действия, занявшие в общей слож­ ности около 20 часов. Для того, чтобы довести работы до конца, потребуется еще около 200 часов работы машины. И тогда в прочтенных рукописях больше не останется ника­ ких тайн; В заключение я хочу ознакомить товарищей с некоторыми текстами, чтобы виден был характер результатов... Снова вспыхнул луч эпидиаскопа, и на экране мы увидели не только сами рисунки, но и прочитанные тексты. Многим передалась торжественность момента. Участники собрания были одними из первых, перед кем ожили молчаливые, таинственные знаки, начертан­ ные в неведомой глубине веков. Было как-то особенно радостно от того, что тайна древнего мужественного народа открылась именно советским людям, тем, кто сегодня возглавляет борьбу с колониализмом, выступает защитником свободы, независимости и самобытной культуры больших и малых народов. Фрагменты из рукописей сменяли на экране друг друга, и в полумраке зала звучал голос академика Соболева, читавшего язык майя!.. Это были фразы из календаря, несколько странные, если их воспринимать изолированно от истории народа, его экономики, обычаев... — «Зажигает свой огонь владыка, выжигающий леса»,— читал академик. У майя было подсечно-огневое земледелие. Возможно, в этот день и месяц полагалось зажигать поваленный лес, чтобы подготовить участок к будущему посеву?.. — «Обжигает сосуд из белой глины бог счастья, бог северной звезды»... И это, может быть, не случайный день в календаре — для виноградаря, для винодела?.. — «Боги красят свой алтарь». Впрочем, слова «красить» и «строить» чи­ таются у них одинаково,— замечает академик. Если боги начинали строительство, то и людям, наверное, полагалось делать то же самое?.. — И последнее. На рисунке четыре бога. Текст: «Обладает севером Белый Чак», «Обладает западом Черный Чак», «Обладает югом Желтый Чак» и «Обла­ дает востоком Красный Чак»... Все эти тексты дают представление о содержании книги. В ней есть указания, в какие дни нужно высевать кукурузу. Часто говорится о пчелах — видимо, пчело­ водство у древних майя являлось одним из важных занятий. Есть много ритуаль­ ных и других объяснений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2