Сибирские огни, 1961, № 3
— На фронте я не носил такую фуражку, я носил каску. И вдруг впервые за весь вечер его тяжелое, суровое лицо становится мягким, а в улыбке пробивается смущение. — У меня есть любимая песня. Я не знаю всех слов, почти забыл мотив — это где поется о землянке... В землянке тепло, потому что есть любовь. Помните? Знаете? Может быть, вы, Майя... Тем и кончается этот вечер. Тем и кончается большой и трудный день, про веденный в немецком городе Веймаре. Музыканты, предчувствуя скорый финиш, «выкладываются» до последнего. Старик контрабасист в упоении закидывает голо ву, и кадык на его тощей шее двигается в такт смычку. «Ах, Марина, Марина, Марина!» — взывают толстые струны. И щекастый ударник, и маленький человек, сидящий за пианино — все выбивают из своих инструментов лихие звуки модно го фокстрота: — «Ах, Марина, Марина, Марина!» В широких рюмках вздрагивает вино. Сизый сигаретный дым текучими слоями движется по залу, и в этом дыму кто-то смеется, кто-то танцует, кто-то угощает кого-то шоколадом и клянется пом нить всю жизнь. А мы сидим на тесно сдвинутых стульях, и я вполголоса пою бывшему зе- аштчику, ныне офицеру пограничных войск Германской Демократической Респуб лики его любимую песню. Б ьетс я в тесной п ечурке огонь. Н а пол ен ьях см о л а , к а к сл е з а . И поет мне в з ем л я н к е гарм он ь П ро у лы бку твою и г л а з а . Я пою Хайнцу любимую песню своего отца. И потом, когда мы едем на автобусе через город в нашу гостиницу, и потом, когда я остаюсь одна в номере, а сирень тянет ко мне тяжелые махровые гроздья, звучит у меня в ушах этот мотив. Ты теперь д а л е к о , д а л е к о , М еж ду н ами поля и снега . Д о тебя мне дойти н ел е гко ... Кому до кого нелегко дойти? Моему отцу до моей матери, которая лежит на пороге дома в маленьком тыловом городке, или Хайнцу до его Ирмгарт, жаря- щ р й для малыша оладьи из картофельных очисток? Ночь окутывает древний немецкий город Веймар. Где-то спит Зигфрид, зна ющий, что такое «ракета», «спутник», и его кожаные штаны отдыхают на стуль чике подле кровати. Уже спит, должно быть, дисциплинированным солдатским сном Хайнц, не любящий хрестоматийных выводов и русского слова «переучи вать», но очень любящий свою социалистическую родину. А еще он любит рас сказ Горького «Рождение человека» и стихотворение Симонова «Жди меня»... Лунный свет бродит по лощеному паркету домов-музеев, где раньше жили Шиллер, Гете, Лист... Лунный свет заливает невысокую гору Etersberg и проникает в окна другого музея, где под стеклянным льдом лежат абажуры из человеческой кожи, тиски, чтобы ломать людям пальцы, дубинки, которыми выбивали у заключенных золо тые зубы. Чистая ночная роса ложится на траву, выросшую во дворе бывшего крема тория, освежает тяжелые венки на могиле Эрнста Тельмана. Легкий волокнистый туман ползет по серому граниту, из которого Фриц Кремер создал величественный и суровый памятник жертвам Бухенвальда — представителям тридцати трех наций. И каменная плита кричит во тьму врезан ными в нее словами: Sie sterben damit wir leben! Они умерли, чтобы мы жили!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2