Сибирские огни, 1961, № 3
няющимся светом. И эта картина выра жена словами «горит» и «дышит». Конечно, Н. Дмитриева может ска зать: «А я не представляю, как раздви гается небесный свод, я не вижу, как го рит небо». Но что же в таком случае она видит, когда заявляет, что чувствует се бя стоящей внутри этого ночного ланд шафта? И какие же это «эмоциональные оцен ки», когда Гоголь перечисляет, показы вая пальцем: вот месяц на небе, вот свод небесный, вот земля в серебряном свете, вот леса, полные мрака, вот трепещущие листы деревьев... Да ведь это же целый поток зримых деталей. Читателю вовсе не кажется, что он читает описание ланд шафта. Он и на самом деле читает такое описание. Приводит Дмитриева и чеховскую «лунную ночь»: «на плотине чернеет тень от мельничного колеса и блестит горлышко разбитой бутылки». Здесь да но всего две зримых детали, две внешних приметы, подсчитывает она. Но если чеховское выражение являет ся зримой внешней приметой, то почему не является такой приметой выраже ние: «Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя»? Почему тень от колеса является приметой, а тень от леса не является та-, кой приметой? Потому что Гоголь упот ребил слово вдохновенно? Ну, а если мы вычеркнем это слово? Тогда тень от ле са станет «зримой деталью»? А если к чеховской «лунной ночи»,прибавим слово вдохновенно, то эти зримые детали пере станут быть зримыми. Дмитриева не удивляется, что всего лишь двух «примет» оказалось вполне достаточно, чтобы нарисовать картину ночи. Но почему же в таком случае она удивляется, что Гоголь сумел создать картину украинской ночи из десятка «примет»? Если можно нарисовать кар тину двумя мазками, то очевидно, что это куда легче сделать десятком мазков. Правда, в некоторых строках Гоголя и в самом деле нет ничего, кроме «на строения»: «Божественная ночь! Очаро вательная ночь!» Это, действительно, патетика и декламация. Но только ведь не эти строки создают картину, которая возникает в нашем воображении.' Но где же в таком случае эта таинст венная аберрация, о которой говорит Дмитриева? Не было никакой аберрации. Что показал нам автор, то мы и увидели. Н. Дмитриева утверждает, что Толстой нигде не описывает Анну Каренину сколько-нибудь подробно. Проверим и это. Каренину мы впервые встречаем в 18-й главе романа. «...По одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее при надлежность к высшему свету... Она бы ла очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были ро всей ее фигуре, но потому, что в вы ражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особен но ласковое и нежное... Блестящие, ка завшиеся темными от густых ресниц, се рые глаза дружелюбно, внимательно оста новились на его лице... В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдер жанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изги бавшей ее румяные губы...» Мы- видим, как она идет «легкой походкой, так странно легко носившей ее довольно пол ное теле», что у нее «решительный и легкий шаг», что она «легко и смело» встряхивает протянутую ей руку. У Карениной «чернокурчавая голова», она носит кольца, кисть руки у нее ма ленькая, ресницы густые и длинные. Толстой описывает ее шею, плечи, бро ви, завитки волос, рассказывает, в каких она платьях, как она взглядывает, улы бается, бледнеет, краснеет. Что еще можно было бы описать в Карениной? Чего еще не хватает в этом «каталоге»? Потому-то мы и видим Каренину ярче, чем других героев романа, что она изо бражена куда подробнее, чем другие ге рои романа. Мы цитировали Толстого, ставя ряд многоточий. Мы пропускали те выраже ния, в которых и в самом деле нет ни чего, кроме «эмоциональных оценок». Но ■именно их приводит Дмитриева: «Сдержанная оживленность», «как будто избыток чего-то так переполнял ее су щество, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке» (стр. 227). Конечно, после такого цитирования очень легко заявить, что вот, мол, Тол стой «достигает истинной изобразитель ности», не изображая предметы, а всего лишь передавая «впечатления от предме тов, явлений, людей...», что «изобрази тельность художественного слова зави сит не от максимальной «объективности» описаний, стремящихся дать точный зри тельный эквивалент предмета... Напро тив: сила изобразительности прямо про порциональна силе выражения интеллек- туально-эмоциональной оценки. Такова природа слова» (стр. 234). Заметим кстати, что все это очень на поминает рассуждения абстракционистов. Те тоже утверждают, что дело художни ка не изображать мир, а прикреплять к полотну свои эмоции. Для зрителя, мол, и этого вполне достаточно. Однако, может быть, еще серьезнее ошибка Дмитриевой, когда она утверж дает, что читатель сначала заражается авторскими настроениями и только пос ле этого в его сознании возникают какие- то картины. Вспомните, Гоголь не опи сывал ночь, Толстой не изображал свою героиню. Были даны только настроения. Мы прониклись ими и увидели пейзаж, увидели Каренину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2