Сибирские огни, 1961, № 3
с ними пуд соли — крупной, таймыр ской, ядреной. С этими людьми он про жил много лет, закладывал и строил гигант заполярной . индустрии — Но рильск. До сих пор многие старожилы- норильчане вспоминают неугомонного, подвижного человека, журналиста гро мадной эрудиции. Он редактировал бюл летень технической информации Нориль ского комбината, выступал с репортажа ми, очерками и статьями на самые раз нообразные темы. Но «Рассказы о Котовском», не сомненно, являются лучшим из того, что опубликовано А. Н. Гарри. И можно не сомневаться в том, что они будут долго жить. В них есть чему поучиться моло дежи, есть над чем подумать человеку зрелого возраста, это — живые картины героических дней гражданской войны. В. М и х а й л о в Э М О Ц И И И О Б Р А З Ы D o t новая теория. В сборнике «Во- просы эстетики» Н. Дмитриева в статье «Изображение и слово» 1утверж дает, что нам только кажется, будто пи сатель прикрепляет к бумаге свои обра зы. На самом деле, говорит она, писа тель всего лишь рассказывает о своих настроениях, мыслях «по поводу», а нам уже и показалось, что он нарисовал какую-то картину... Автор статьи предлагает задуматься над следующим хрестоматийным отрыв ком: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмот ритесь в нее: с середины неба глядит ме сяц; горит и дышит он; земля вся в се ребряном свете; и чудный воздух и про хладно-душен и полон неги и движет оке ан благоуханий. Божественная ночь! Оча ровательная ночь! Недвижно, вдохновен но' стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя...» Вы не только видите этот пейзаж, но даже чувствуете себя стоящим внутри этого пейзажа! — восклицает Н. Дмитри ева. И тут же ошеломляет нас вопросом: «Однако, разве это действительно описа ние пейзажа? Не есть ли это, с начала до конца, описание высокого, торжест венного настроения человека, находяще гося под обаянием природы? Здесь с чи тателем происходит своего рода аберра ция: читая, он как бы видит украинскую 1 Вопросы эстетики. Сборник 3-й. Академия наук СССР, Институт истории искусств. «Искусст во». М., 1960. ночь, мало того — ощущает себя стоя щим где-то внутри этого ночного ланд шафта; поэтому он думает, что читает именно описание ландшафта. На самом же деле это не так» (стр,. 225). И во всех своих произведениях, утвер ждается в статье, Гоголь изображает во все не предметы, не явления, но преиму щественно впечатления от этих предме тов и явлений. И так не только у Гоголя. «Кому из читающих Толстого не представлялось, что он воочию видит Анну Каренину, знает ее всю, вплоть до походки, движе ний, осанки? Между т.ем , как это ни странно покажется, Толстой нигде не описывает ее наружность сколько-нибудь подробно», не дает «каталога» внешних примет (стр. 227). Наибольшей зрительной отчетливости, продолжает Дмитриева, писатель дости гает не тогда, когда обстоятельно, на це лом ряде страниц перечисляет приметы героя, а когда «идет от передачи впечат лений, производимых предметом (пони мая под впечатлением совокупность вы зываемых предметом мыслей, чувств, на строений и ассоциаций») (стр. 219). Ху дожник изображает не то, что видит, а то, что чувствует, к бумаге он прикреп ляет всего лишь «эмоциональные оцен ки», а читатель как бы делает обратный перевод с языка чувств на язык образов. Необычайные выводы напрашиваются из этих рассуждений. Если это верно, то тут надо срочно пересматривать все наши взгляды на искусство, на творчест во писателя. Мы учились за«реплять на бумаге свое образное видение, теперь надо учиться прикреплять к бумаге свои ощущения. Однако подумаем сначала, на чем основана эта теория, верны ли поло жения, на которых она держится. Н. Дмитриева утверждает, что в «укра инской ночи Гоголя не дано зримых де талей», что выражения «небесный свод раздался», «ветер целует листья» и т. д. относятся всего лишь к патетике, ритори ке, декламации». «Ведь в действительно сти небесный свод не раздвигается, не горит и не дышит, ветер не целует листья; «угрюмо», «пугливо», «вдохно венно» — все это определения, относя щиеся не к природе, а к эмоциональному ее восприятию» (стр. 226). Однако для читателя это не только го лая патетика, .лишенная образного содер жания. Ночью небо именно раздвигается, становится еще необъятнее, чем днем. Ночью перед нами открылись небесные бездны, полные звезд. Выражение «раз двинулось» есть наиболее короткое вы ражение этой удивительной картины. Художественная речь всегда является самой краткой. Именно в этой краткости и заключается ее сила и выразитель ность. Эту картину можно нарисовать десятками Слов, но художник все их за меняет единственным словом. Лунной но чью все небо наполнено призрачным ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2