Сибирские огни, 1961, № 3
А вот пример невнимательности ре дактора сборника «Молодежные частуш ки» Г. Ф. Бирюкова:' Сидит м и л к а на крыльце С удивленьем на лице. А у м и л о г о лицо Занимает все крыльцо. (Сб. „Молодежные частушки“, стр. 59). Если на крыльце сидит «милка», то почему не ее, а его лицо «занимает все крыльцо»? И еще одно замечание. Народная по этика допускает определенные отступле ния от нормативной грамматики. И это нужно учитывать. Нельзя печатать: Никому я не поверю, Что в любви есть обман, так как последняя строка явно выпадает, она должна иметь такой вид: «Что в л ю б о в и есть обман». Тщательнее других отредактирован сборник «Сибирские частушки» (редак тор М. И. Иоффе). Несмотря на недочеты, сборники ока жут помощь самодеятельным художест венным коллективам, они привлекут вни мание всех, кто интересуется жизнью на рода, его самобытным художественным творчеством. С . Щ е г л о в П О С Л Е Д Н Я Я К Н И Г А А Л Е К С Е Я Г А Р Р И Гражданская война низвергла с пье- * дестала тактику, которую мудре цы военной науки составляли в течение нескольких столетий. «Рассказы о Ко- товском», написанные одним из его бое вых соратников, Алексеем Гарри, в зна чительной степени посвящены раскры тию этого тезиса. Выдающийся полково дец, незаурядная личность, Григорий Иванович Котовский был одним из тех, кто создавал и претворял в боевые дела новую тактику — тактику гражданской войны. Если учесть еще чрезвычайно слож ный жизненный путь Котовского, то мо жно представить, насколько интересный материал положен в основу последнего литературного произведения А. Гарри. От бунтаря-одиночки до полководца гражданской войны, от порывистого юно ши до человека большой мудрости —та ков итог развития Котовского. Это показано автором рассказов в яр кой, образной форме. Картины, нарисо ванные Гарри, захватывают, надолго за поминаются. Они насыщены такими де талями, которых нельзя выдумать, изоб рести, — одна лишь память до поры до времени сохраняет их, пока талант и труд художника не извлекут и не пере ложат их на бумагу. Разве можно выду мать боевую характеристику: «Имеет железное сердце»? Ее может употребить литератор, журналист в своей авторской речи, но записать ее в послужной список бойца мог только командир — в одну из коротких передышек между сражениями. Такая лаконичность, точность и непод дельно народная простота слова дарится только жизнью. Эпизоды гражданской войны поданы Гарри с той же простотой и жизненной правдой, которая может быть только у очевидца и участника событий. Никаких прикрас, никакой патетики. Но здесь и происходит то рождение высокого, поис- тине героического, которое так знакомо нам по лучшим страницам человеческих летописей. Вот «последний бой Дмитрия Чабана». Старик один, засев на сеновале, несколь ко часов задерживал целое подразделе ние белых. Не всегда на должной литературной высоте автор в этом эпизоде. Есть здесь и рука, тысячи раз повисавшая плетью в подобных обстоятельствах, и то обилие деепричастных оборотов, которое от нюдь не украшает стиль. Но обратите внимание на главное — на весь строй рассказа: чиркнула спичка в тающей предрассветной темноте; фуражир за дыхается в дыму и жаре; взошло солнце, и соломенная крыша вспыхнула веселым костром... И вот — последний аккорд, который утверждает скрытый доселе па фос героического: фуражир, умирая, ви дит незабываемое зрелище конницы, идущей в атаку. Так умирали за Советскую власть про стые рабочие и крестьяне. Книга о Котовском, выпущенная в конце прошлого года в издательстве «Молодая гвардия», включает 12 расска зов и повесть «Лесная быль» (отрывки из нее печатались не так давно в «Крас ноярском рабочем»), написанные А. -Н. Гарри в разное время, с 1923 по 1953 год. Эта книга оказалась последним про изведением писателя: в мае 1960 года он скончался. За 35 лет литературной работы Гарри создал немало. Его очерки, рассказы, по вести читали мы на страницах «Красной Нивы» и «Чудака», в «Новом мире», «Звезде» и «Молодой гвардии», в аль манахах и газетах. В пятидесятых годах несколько повестей Гарри об индустриа лизации Советского Крайнего Севера вы шли в Профиздате. Они объединились названием «Последний караван», расска зывали о Красноярском крае, о суровом и могучем Енисее, о людях, покоряющих и обживающих Заполярье. Людей этих Алексей Николаевич хорошо знал, съел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2