Сибирские огни, 1961, № 3

А вот пример невнимательности ре­ дактора сборника «Молодежные частуш­ ки» Г. Ф. Бирюкова:' Сидит м и л к а на крыльце С удивленьем на лице. А у м и л о г о лицо Занимает все крыльцо. (Сб. „Молодежные частушки“, стр. 59). Если на крыльце сидит «милка», то почему не ее, а его лицо «занимает все крыльцо»? И еще одно замечание. Народная по­ этика допускает определенные отступле­ ния от нормативной грамматики. И это нужно учитывать. Нельзя печатать: Никому я не поверю, Что в любви есть обман, так как последняя строка явно выпадает, она должна иметь такой вид: «Что в л ю б о в и есть обман». Тщательнее других отредактирован сборник «Сибирские частушки» (редак­ тор М. И. Иоффе). Несмотря на недочеты, сборники ока­ жут помощь самодеятельным художест­ венным коллективам, они привлекут вни­ мание всех, кто интересуется жизнью на­ рода, его самобытным художественным творчеством. С . Щ е г л о в П О С Л Е Д Н Я Я К Н И Г А А Л Е К С Е Я Г А Р Р И Гражданская война низвергла с пье- * дестала тактику, которую мудре­ цы военной науки составляли в течение нескольких столетий. «Рассказы о Ко- товском», написанные одним из его бое­ вых соратников, Алексеем Гарри, в зна­ чительной степени посвящены раскры­ тию этого тезиса. Выдающийся полково­ дец, незаурядная личность, Григорий Иванович Котовский был одним из тех, кто создавал и претворял в боевые дела новую тактику — тактику гражданской войны. Если учесть еще чрезвычайно слож­ ный жизненный путь Котовского, то мо­ жно представить, насколько интересный материал положен в основу последнего литературного произведения А. Гарри. От бунтаря-одиночки до полководца гражданской войны, от порывистого юно­ ши до человека большой мудрости —та­ ков итог развития Котовского. Это показано автором рассказов в яр­ кой, образной форме. Картины, нарисо­ ванные Гарри, захватывают, надолго за­ поминаются. Они насыщены такими де­ талями, которых нельзя выдумать, изоб­ рести, — одна лишь память до поры до времени сохраняет их, пока талант и труд художника не извлекут и не пере­ ложат их на бумагу. Разве можно выду­ мать боевую характеристику: «Имеет железное сердце»? Ее может употребить литератор, журналист в своей авторской речи, но записать ее в послужной список бойца мог только командир — в одну из коротких передышек между сражениями. Такая лаконичность, точность и непод­ дельно народная простота слова дарится только жизнью. Эпизоды гражданской войны поданы Гарри с той же простотой и жизненной правдой, которая может быть только у очевидца и участника событий. Никаких прикрас, никакой патетики. Но здесь и происходит то рождение высокого, поис- тине героического, которое так знакомо нам по лучшим страницам человеческих летописей. Вот «последний бой Дмитрия Чабана». Старик один, засев на сеновале, несколь­ ко часов задерживал целое подразделе­ ние белых. Не всегда на должной литературной высоте автор в этом эпизоде. Есть здесь и рука, тысячи раз повисавшая плетью в подобных обстоятельствах, и то обилие деепричастных оборотов, которое от­ нюдь не украшает стиль. Но обратите внимание на главное — на весь строй рассказа: чиркнула спичка в тающей предрассветной темноте; фуражир за­ дыхается в дыму и жаре; взошло солнце, и соломенная крыша вспыхнула веселым костром... И вот — последний аккорд, который утверждает скрытый доселе па­ фос героического: фуражир, умирая, ви­ дит незабываемое зрелище конницы, идущей в атаку. Так умирали за Советскую власть про­ стые рабочие и крестьяне. Книга о Котовском, выпущенная в конце прошлого года в издательстве «Молодая гвардия», включает 12 расска­ зов и повесть «Лесная быль» (отрывки из нее печатались не так давно в «Крас­ ноярском рабочем»), написанные А. -Н. Гарри в разное время, с 1923 по 1953 год. Эта книга оказалась последним про­ изведением писателя: в мае 1960 года он скончался. За 35 лет литературной работы Гарри создал немало. Его очерки, рассказы, по­ вести читали мы на страницах «Красной Нивы» и «Чудака», в «Новом мире», «Звезде» и «Молодой гвардии», в аль­ манахах и газетах. В пятидесятых годах несколько повестей Гарри об индустриа­ лизации Советского Крайнего Севера вы­ шли в Профиздате. Они объединились названием «Последний караван», расска­ зывали о Красноярском крае, о суровом и могучем Енисее, о людях, покоряющих и обживающих Заполярье. Людей этих Алексей Николаевич хорошо знал, съел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2