Сибирские огни, 1961, № 3

И л ь я Ф о н я к о в С Е Р Е Б Р Я Н Ы Й П Р О С Т О Р Сеть в русской советской поэзии— •“■как, наверное, и во всякой дру­ гой — какие-то особые, «счастли­ вые» строки, наделенные неповторимым очарованием. Они становятся крылаты­ ми. Различен размах их крыльев. Одни вспоминаются человеку в дни больших торжеств, на многолюдных празднествах, другие — в часы упоения работой, тре­ тьи — в минуты тихого и углубленного раздумья наедине с родной природой. Но все они нужны людям. Они неожиданно, словно сами собой, всплывают в памяти, они служат порой своеобразным «паро­ лем» любителей поэзии, спрашивающих ДРУ Г друга с «экзаменующей» улыбкой: «Откуда это, а?» Я узнаю, где стоит твой дом! Я люблю тебя, как любят гром. Яблоко, сосну в седом уборе. Если я когда-нибудь умру, Все равно услышишь на ветру Голос мой в серебряном просторе... Или вот еще,— откуда это? ...Считает сад Хладеющие листья клена... Не узнали? Тогда вот это —• откуда? Алою рябиной на сугробе Пламенеет русская душа... Собеседник улыбается в свою очередь. Конечно, он узнал эти строки с самого начала. Конечно, на заветной полке его домашней библиотечки уже заняла свое место небольшая темно-зеленая книжеч­ ка Сергея Маркова «Золотая пчела» *. Сергей Марков — поэт необычный. Не­ обычный, прежде всего, потому, что он — не только поэт. Марков — и про-« заик, и крупный ученый — историк и географ. И поэтическое его творчество следует рассматривать именно как одну из сторон многогранной деятельности писателя. Со страниц сборника «Золотая пчела» с читателем разговаривает чело­ век, трепетно влюбленный в славное ис­ торическое прошлое своей Родины, в мир первооткрывателей и землепроходцев, в «серебряный простор» русского Севера— края охотников и китобоев, в степные раздолья Азии, прочерченные маршрута­ ми экспедиций Пржевальского и Потани­ на, в тихие зеленые улицы и в самые на­ звания небольших российских городов — Лебедяни, Медыни, Звенигорода... Но это не страсть антиквара. Это любовь патриота, который чувствует себя на зем­ ле не Иваном, не помнящим родства, но законным наследником и продолжателем всего лучшего, что сделано предшествую­ щими поколениями. Поэтому вряд ли прав был пародист, упрекавший когда-то Сергея Маркова в том, что он «и на се­ годняшние дни-то все глядит из княже­ ской Руси». В науке никто не требует от историка, чтобы он был физиком-атомщи- ком. Физик, естественно, становится сей­ час фигурой «первого плана», но и ис­ торик тоже нужен. Точно так же нужна современникам, среди всего многообраз­ ного богатства советской поэзии, и чи­ стая, ясная поэзия Сергея Маркова. Можно говорить о неравноценности произведений, вошедших в сборник. О том, что в исторических балладах, со­ ставляющих первую его часть, поэт, при 1 Сергей Марков. Золотая пчела. Стихи. М.. «Молодая гвардия», 1960.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2