Сибирские огни, 1961, № 3

Т. СТЕРКИН ПЕВЕЦ СЧАСТЬЯ НАРОДНОГО (Памяти А. Г. Абаганского-Кудрина) Есть в якутском языке слово кюёх. В нем, словно в сверкающих гранях изум­ руда, отразились все краски весны: сия­ ющая лазурь неба, свежая зелень лу­ гов, прозрачная синева рек... Удивитель­ но емкое и радостное это слово, в соче­ тании с другими, всякий раз обретает но­ вый смысл, но никогда не теряет своего главного свойства — окрашивать все яв­ ления природы в яркие, веселые цвета весны. Вся поэзия Архипа Георгиевича Аба- гинского озарена тем же радужным ве­ сенним светом, согрета нежным теплом долго не заходящего северного солнца. Зелень, прозелень и синь, Бирюза, сапфир, лазурь... Льется вешняя теплынь, Отошла ночная стынь, Скрылись тучи снежных бурь. Шелковая голубень, Мягких листьев изумруд... В чашах палевая тень, Синий-синий, ясный день: Как не радоваться тут? (Пер. А . Олъхона). Это широко известное в Якутии стихо­ творение называется «Кюёх». Оно напи­ сано в 1927 году. С ним Абагинский всту­ пил в свою творческую жизнь, и можно сказать, что более тридцати лет, до кон­ ца дней поэта, это стихотворение остава­ лось как бы символом его поэтической палитры, эмоциональной основой его во- сторженнего видения родной якутской природы. В просторах зори разжигая, Рождая светлые мечты, Ты греешь и ласкаешь ты, Земля любимая, родная! (Пер. А . Лаврика). Поэзия Абагинского глубоко лирична. Это общепризнано. Но в каждом его сти­ хотворении, в каждой поэме раскрывает­ ся душевный мир современника — чело­ века советской эпохи, своим трудовым по­ двигом и влюбленностью в родной край. Чем больше читаешь стихи Абагин­ ского, тем настойчивее овладевает мысль об особом качестве советской лирической поэзии — о глубоком и органическом проникновении в так называемые «лич­ ные мотивы» всего многообразия боль­ шой жизни народа. В нашей лирической поэзии отходит в прошлое все сугубо личное и мелкое. Это — закономерные черты времени. Особенно знаменательно проявление этого этического закона в молодой литературе якутов. Он пришел в нее вместе с революционной борьбой первых якутских поэтов-коммунистов и сразу стал традицией, которую подхвати­ ли последующие поколения поэтов и пи­ сателей советской Якутии. А. Г. Абагинский принадлежит к заме­ чательной плеяде тех, на чью долю вы­ пала трудная, но высокая честь стать зачинателями якутской советской литера­ туры. Вместе с С. Кулачиковым-Элляем, Н. Мординовым, В. Урастыровым, С. Саввиным, С. Васильевым, Д. Сивцо- вым-Омоллоном Абагинский внес свой поэтический вклад в дело строительства художественной культуры социалистиче­ ской Якутии. Его творческое наследие — это своеобразния лирическая летопись республики. Может быть, именно поэто­ му Абагинский смотрит на все явления окружающей его природы глазами пре­ образователя, глазами человека, для ко­ торого прилет жаворонков не простая примета весны, а «радостная весть» о предстоящем выходе колхозников в поле. Сияет солнцем счастье над землей; Вот жаворонок в выси голубой, Как будто зерна, рассыпает трели, И, слушая бесхитростный напев. Мы все выходим на весенний сев. (Пер. С. Олендера).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2