Сибирские огни, 1961, № 3
Т. СТЕРКИН ПЕВЕЦ СЧАСТЬЯ НАРОДНОГО (Памяти А. Г. Абаганского-Кудрина) Есть в якутском языке слово кюёх. В нем, словно в сверкающих гранях изум руда, отразились все краски весны: сия ющая лазурь неба, свежая зелень лу гов, прозрачная синева рек... Удивитель но емкое и радостное это слово, в соче тании с другими, всякий раз обретает но вый смысл, но никогда не теряет своего главного свойства — окрашивать все яв ления природы в яркие, веселые цвета весны. Вся поэзия Архипа Георгиевича Аба- гинского озарена тем же радужным ве сенним светом, согрета нежным теплом долго не заходящего северного солнца. Зелень, прозелень и синь, Бирюза, сапфир, лазурь... Льется вешняя теплынь, Отошла ночная стынь, Скрылись тучи снежных бурь. Шелковая голубень, Мягких листьев изумруд... В чашах палевая тень, Синий-синий, ясный день: Как не радоваться тут? (Пер. А . Олъхона). Это широко известное в Якутии стихо творение называется «Кюёх». Оно напи сано в 1927 году. С ним Абагинский всту пил в свою творческую жизнь, и можно сказать, что более тридцати лет, до кон ца дней поэта, это стихотворение остава лось как бы символом его поэтической палитры, эмоциональной основой его во- сторженнего видения родной якутской природы. В просторах зори разжигая, Рождая светлые мечты, Ты греешь и ласкаешь ты, Земля любимая, родная! (Пер. А . Лаврика). Поэзия Абагинского глубоко лирична. Это общепризнано. Но в каждом его сти хотворении, в каждой поэме раскрывает ся душевный мир современника — чело века советской эпохи, своим трудовым по двигом и влюбленностью в родной край. Чем больше читаешь стихи Абагин ского, тем настойчивее овладевает мысль об особом качестве советской лирической поэзии — о глубоком и органическом проникновении в так называемые «лич ные мотивы» всего многообразия боль шой жизни народа. В нашей лирической поэзии отходит в прошлое все сугубо личное и мелкое. Это — закономерные черты времени. Особенно знаменательно проявление этого этического закона в молодой литературе якутов. Он пришел в нее вместе с революционной борьбой первых якутских поэтов-коммунистов и сразу стал традицией, которую подхвати ли последующие поколения поэтов и пи сателей советской Якутии. А. Г. Абагинский принадлежит к заме чательной плеяде тех, на чью долю вы пала трудная, но высокая честь стать зачинателями якутской советской литера туры. Вместе с С. Кулачиковым-Элляем, Н. Мординовым, В. Урастыровым, С. Саввиным, С. Васильевым, Д. Сивцо- вым-Омоллоном Абагинский внес свой поэтический вклад в дело строительства художественной культуры социалистиче ской Якутии. Его творческое наследие — это своеобразния лирическая летопись республики. Может быть, именно поэто му Абагинский смотрит на все явления окружающей его природы глазами пре образователя, глазами человека, для ко торого прилет жаворонков не простая примета весны, а «радостная весть» о предстоящем выходе колхозников в поле. Сияет солнцем счастье над землей; Вот жаворонок в выси голубой, Как будто зерна, рассыпает трели, И, слушая бесхитростный напев. Мы все выходим на весенний сев. (Пер. С. Олендера).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2