Сибирские огни, 1961, № 3
тается талант актера и режиссера Усть- янцева? В чем источник его веры и прав ды, его озорного веселья, его оптимиз ма? В жизни народа, в собственном ак тивном участии в ней. Устьянцев отлич но понимает, в какое время он живет, хорошо видит, «чем захвачено все наше поколение», и потому «изнывает от люб ви к земле и к людям», чувствует «пря- мо-таки зверскую жадность к жизни», стремится «все-все успеть, схватить». Честно трудясь, он не ищет славы, разъ езжает со своими куклами по далеким деревенькам и в холод и в зной, не осо бенно заботясь о личных удобствах: «Комната его походила на мастерскую... И каких только удивительных крошеч ных вещей не хранила эта комната! В ней не было лишь больших вещей, нуж ных человеку...» Устьянцев целиком от давался искусству, а в глазах мещан он выглядел только чудаком, безобидным, добрым,' уступчивым. Когда же постоянно брюзжащий, всем недовольный актер Истомин назвал те атр Устьянцева «балаганом», когда он заявил, что не испытывает «морального удовлетворения», работая в таком театре да еще в деревенской глуши среди ма леньких «серых людей», Устьянцев воз мутился: «Пошлый тип! Для него суще ствуют маленькие и большие люди. Эта кий барский взгляд. А я не верю! Каж дый нормальный человек — это прекра сный, сложнейший мир! А насчет дел... Так можно быть маленьким в большом деле и большим — в маленьком!» А послушайте, с какой силой и энер гией доказывает он библиотекарше дале кого села, что она ягивет среди сокро вищ — Шолохов и Блок, Сервантес и Твардовский, Шекспир и наш мудрец Пришвин, поэтически открывший для нас тайны природы: «Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь потоки цветов»! Он убеждал: она сделает от нюдь не маленькое дело, когда принесет эти сокровища «в избы, засыпанные сне гом», и обогатит ими людей. «Мыс ва ми, как потоки, — говорит Устьянцев библиотекарше Вале. — Пронесемся, а после нас расцветут цветы». На что Ва ля ответит ему: «Вы удивительно уме ете возвышать людей». Вот такое уме ние возвышать людей и дорого И. Лав рову в искусстве. Не трудно заметить в этом рассказе от вет писателя тем критикам, которые тре бовали от него изображения крупных, героических характеров, словно «обыкно венное» не достойно внимания художни ка, будто бы оно может «сузить», «уни зить», «приземлить» советского чело века, героя наших книг. В самом деле, не отдает ли барством этот взгляд на обыкновенного советского человека?! К тому же героическое в художественном произведении не конструируется искус ственно, по заданию, оно само вытекает из естественного хода нашей жизни. Жизнь безутешной вдовы, целиком отдающей себя людям, не менее героич на, чем смерть без страха камеронщицы Любы из рассказа «Ревущая зода». Пы шущая здоровьем, молодая, жизнерадо стная, уже полюбившая, Люба никак не может изобразить на сцене смерть Нины Арбениной в «Маскараде» М. Лермонто ва. Но свою смерть в затопленной шах те она встретила по-человечески, гордс без страха. Нам очень жаль Любу, но' даже смерть ее не потрясает нг<: так не забываемо, как потрясает горе страдаю щей от войны вдовы, потому что налет какой-то искусственной героизации с этим противопоставлением смерти на сцене и смерти в жизни есть в рассказе «Ревущая вода», и восхищаться им, ви деть в нем какое-то «принципиальное от личие» от прежних, первых рассказов И. Лаврова попросту не стоит. Писате лю совсем не надо отказываться от той естественной остро драматической, под час трагедийной напряженности, которая была в его первых произведениях. Следовательно, новое в творчестве пи сателя связано с поисками героя качест венно иного характера и с развитием тех тенденций и особенностей, которые обнаружились в его первых лучших рассказах. Тональность в повести «Сопутник» тоже суровая, трагедийная, герои ее то же переживают жуткие последствия вой ны, чью бы судьбу ни прослеживал в ней автор, сердце наше тоже обливается кровью. Любимая юноши-баяниста ушла к по жилому человеку — так оно спокойней в трудные годы войны. У Аси Колыбель- никовой отец, жизнерадостный и креп кий недавно мужчина, выбросился из ок на на мостовую. Остался он после ране ния без рук, без ног и — не захотел жить в тягость людям. Безутешна и Ан на Васильевна: ее муж, которого она так ждала, убит. А Ивана Гагарин^ жена от чаялась, не вынесла одиночества и неиз вестности, не дождалась- мужа. На ее глазах, мучаясь, умерла дочь, подорвав шись на мине, женщина пережила годы оккупации, нагляделась всякого и не выдержала страданий, обрушившихся на нее. Умный и чуткий Гагарин понял, как у нее все случилось, и не обвиняет, но горе его от этого не становится легче. Солдат Иван Гагарин по гражданской профессии печник, столяр, маляр, мас тер на все руки. В разбитый, только что освобожденный Нальчик он попадает случайно: не было у него сил остаться в родных местах. Огляделся он в городе и как-то само собой решилось: «Уж печи- то я как-нибудь в городе налажу!». Но суть дела не в том, что Гагарин сразу же, как вернулся с фронта по ранению, начал восстанавливать разрушенное, а в том, что по душевным качествам своим он оказался человеком удивительной си лы и красоты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2