Сибирские огни, 1961, № 3
ству. Для Марка Щеглова недостаток рассказа в «дидактизме деталей». Может быть, в самом деле «ненужный гвоздь», «сиротливо» торчащий в стене, после то го, как мать сняла портрет погибшего на войне старшего сына, действительно излишен, так сказать, дидактичен. Но посмотрите, с какой непримиримостью извечная труженица Настасья Ивановна — положительный и воинствующий, активный герой И. Лаврова — осуждает приобретателей собственности и их по собников, этих «удобных людей», за крывающих глаза на подлость, воровст во, тунеядство. «— Я не хочу есть твой хлеб, из-за него людям совестно смотреть в глаза,— обвиняет Настасья Ивановна сына. А своей бессловесной невестке посоветова ла: «А ты... ты подумай о жизни-то, все хорошенько взвесь, да и скажи твердое слово. Удобный ты человек для раз ных...» И, кажется, это уже возымело свое действие. Снова, как только уехала мать, захотел уговорить Елену муж, но получил отпор: «— Уйди! Не люди мы, а ...— и зары дала, уткнув лицо в ладони». Этими словами, по существу, и конча ется рассказ: собственники, стяжатели— не люди! Это я снова разъясняю для тех, кто не видит в героях И. Лаврова людей активных, положительных, действующих, кто склонен не замечать совершенно определенной позиции автора. Или возьмите проводника Вричкина из расказа «Выигрыш». Он ведь тоже активен, у него вполне сложившиеся определенные взгляды на жизнь, кото рые буквально прямо противоположны взглядам собственника Полынина. Он разглядел в своем ранее обычном напар нике страшное лицо прошлого: «Вот вер ни тебя, положим, в дореволюционное время, интересно, кем бы ты стал?» Два проводника перепутали списки своих облигаций, и потому не знали, кто из них выиграл крупную сумму. Брич- кин, конечно, тоже взволнован, он от нюдь не равнодушен к выигрышу, но его интересы уже не деньгами ограничены, да и распорядиться он ими мечтает так, как подсказывает ему новая мораль, но вое мировоззрение, новые интересы: «Я бы, во-первых, сразу же этак тысяч двадцать старикам отвалил... Во-вторых, оделся бы с иголочки, в-третьих, долги бы отдал — семьсот рублей... А на остальные гроши нанял бы я, Галю, пе дагогов, и чтобы они нас с тобой, раз- два — и в техникум подготовили». У Полынина, как только он узнал о выигрыше, «руки стали холодными», а «тело покрылось испариной», «во рту пересохло», «лицо побледнело». День назад он делал предложение Гале, про воднице соседнего вагона, теперь ему уже все равно, он «забыл о том, что еще вчера говорил этой девушке». Сладко во образив, как перед ним лежат «аккурат ные, твердые пачки денег», у него сразу же при их виде «перехватило дыхание», — ведь возмечтал он немедленно пу стить их в оборот и жить по принципу— «сыт, пьян и нос в табаке». «Гость на свадьбе», «Девушка с зонти ком», «Потерянный город», «Два имени» — это рассказы, в которых с меньшей или большей сатирической силой обли чаются пошляки, самовлюбленные крас нобаи, тунеядцы различных мастей и оттенков. А положительные герои в них отнюдь не бессловесны. Бывшему собст веннику многочисленных в городе домов ныне противостоит молодой город, шум ный, многоголосый. Он живет и бурлит, всей новой сутью своей отвергая про шлое, связанное с непролазной грязью, лавчонками и дельцами-спекулянтами ти па Потапа Манакова. Когда-то актер Залесов, испугавшись трудностей семейной жизни, сбежал от жены с ребенком. Кто же пострадал? Прежде всего он сам. Приглашенный на свадьбу дочери, он почувствовал, пусть не надолго, как много он потерял, как бестолково распорядился своей жизнью. Интересно и наполненно живет его быв шая жена красавица с новым деятельным, влюбленным, как и она сама, в свое де ло мужем. Нет, она не осуждает Залесо- ва, зато тетя Лщза со всей родственной прямотой выкладывает ему: «Оглоблей бы тебя... Оглоблей дурь-то вышибать надо». Неужели и в этих рассказах авторская позиция не ясна? Неужели наступатель ный характер против всех Манако- вых, Полыниных, Залесовых и Звездогля- довых не ощутим в рассказах, а высокое у его положительных героев выглядит «некоей фальшивой иллюзией»? Все это не значит, однако, что в книж ках «Ночные сторожа» и «Синий квло- дец» нет недостатков, что писателю уже не к чему стремиться. Есть еще одна особенность первых рассказов И. Лавро ва, на которую следует обратить внима ние. Общественные связи его героев не велики, свои качества они проявляют только или почти только в сфере личных отношений и часто словно бы изолирова ны от событий исторического значения. Писатель не всегда улавливал многосто ронность существующих ныне связей обыкновенного человека с миром, с боль шими делами века. Кроме того, есть в рассказах И. Лаврова и литературная «сделанность», и сентиментальность, и красивости стиля («Несмолкающая пес ня», «Надины яблони»), есть в них и прямолинейность, и дидактичность («Ще потка»), А в хорошем по замыслу расска зе «Синий колодец» И. Лавров вдруг «уравновесил» горе отвергнутого жени ха размышлением о том, что он, отверг нутый, «за десять лет дал двести тысяч древесины». Если бы не этот излишне дидактический штрих, если бы не мгно венное саморазоблачение отрицательного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2