Сибирские огни, 1961, № 3
чтобы найти п р а в д и в ы й путь пре одоления жизненных тягот и горестей для его незаметных героев». А чем, собственно, можно компенсиро вать горе вдовы? Чем можно компенсиро вать горе ребенка, тягостно переживаю щего разлад между родителями? Чем же мы, все знающие, можем компенсиро вать горе матери, обнаружившей, что ее сын деляга, комбинатор, стяжатель? Скажут: бороться, противопоставить ак тивному злу свою добрую волю, во что бы то ни стало преодолеть жизненные тяготы и т. п. Против этого вряд ли кто будет возражать. Но ведь вдове не вер нуть молодости, пятилетнему ребенку так и не понять эгоизма людей, а мать не по бежит в милицию, чтобы раз и навсегда проучить сына. В.рассказах И. Лаврова каждый из героев делает все возможное в сложившихся условиях: вдова прокли нает войну, ребенок сопротивляется эго изму матери всеми доступными ему сред ствами, а мать стяжателя сурово осуж дает сына, уходит от него, не желает пользоваться нечестно добытыми блага ми и удобствами. Каждый из этих героев п р о т е с т у е т , каждый из них взы вает не к «жалостной утешительности», как уверяют, а к гневу. Рассказ «Крылышко», пожалуй, один из самых совершенных рассказов И. Лав рова. «Крылышком» папа зовет Катюшу за то, что она легкая, стремительная, и не бегает, а летает, едва касаясь земли». Если бы И. Лавров больше ничего не написал о внешнем облике Катюши, о ее непосредственности и живости, нам это го вполне уже достаточно, чтобы ясно ее себе представить. «А может быть,— читаем мы дальше, — в это прозвище он вкладывает что- нибудь другое, известное только ему. Кто знает? По крайней мере, когда он говорит Катюше «Крылышко», она по нимает многое, о чем другие не догады ваются. Она не умеет объяснить это сло вами, она просто в ответ улыбается ему по-особенному». Крылышкино лукавое «кто знает?», ее особенная улыбка «выдает», однако, и ее любовь к своему папе, и большую, гото вую на любые жертвы любовь папы и к ней, и к ее маме. Выясняется, что Кры- лышкин папа хорошей души человек. От крытый, честный, непосредственный. «Когда он поет, все затихают, а женщи ны плачут». «Если папа пляшет, гости... не могут усидеть на месте». Он добр и чуток. «Подумай о семье!» — просит он жену. Он убежден: «Каждый человек должен быть... костром. Чтобы грелись около него». Крылышко гордится своим папой. И вот — в семье разлад, ссоры, крики. Крылышку страшно, она ничего не пони мает. Она жаждет ласки, радости, люб ви. Она ищет перемирия по-своему. «— Мама, посмотри, какая смешная картинка! — весело говорит Крылышко, а сама смотрит серьезно. — Не мешай,— мама даже не взгля нула на книгу. Крылышко опять молча перепархи вает из угла в угол. Голубое платье вьется за ней. Крылышку очень обидно видеть у мамы заплаканные глаза, она старается не смотреть на них. Она опять весело вскрикивает: — Смотри, смотри, какая бабочка влетела в окно! Мама не отвечает». Холодность и безразличие мамы не случайны. Ее не очень волнуют пережи вания дочери. Ей чуждо убеждение му жа: человек должен быть костром, грею щим людей. Она занята только собой. Пожила с одним, теперь потянуло к дру гому, к «дяде Валере», местному скрипа чу. Когда ей сказали: одумайся! у тебя же семья! — она закричала: «У меня по следних десять молодых лет проходят. И я хочу пожить для себя!..» «Мне сей час не до нее»,— говорит она о дочери. Когда же ощутила молчаливый протест Катюши, она лишь недоуменно развела руками. «Что случилось с ребенком — не пойму. Была такой правдивой, мягкой. А теперь упрямая, скрытная, нервная. Почему-то вдруг испортился характер». Мать ничего не понимает и не хочет понять, а наше сердце разрывается, ког да мы видим, как девочка пытается раз веселить, успокоить отца и тем больше ранит его любящую душу, как долго и безутешно всхлипывает она от сознания, что ее «все на свете забыли», как в гру ди у нее что-то «начинает неприятно ныть» и становится «неинтересно иг рать». Написано же об этом выпукло и с редким знанием психологии ребенка, с любовью к нему, с огромной болью за него. Мы вместе с Крылышком готовы «порвать все струны, запачкать чернила ми все ноты, а в карманы белого пиджа ка дяди Валеры насыпать сажи». Мы присоединяемся к молчаливому, но от этого не менее страстному осуждению поступка матери, которое проявилось в поведении Крылышка. «— Попроси, доченька, у папы раз решения,— поет мама. Крылышко крепче сжимает губы, от ворачивается от обоих и молча выходит». Потом она тайно прибежит на свида ние со своим настоящим добрым и люби мым папой, и это лишь увеличивает и накаляет наше презрение к эгоистам, творящим ужасное над детьми, калеча щим их души. Во имя этого гневного осуждения «живущих для себя» и напи сан рассказ «Крылышко». И снова непонятно, почему ненависть писателя к эгоизму, а в других рассказах к стяжательству, к собственничеству на зывают чем-то таким, что будто бы не связано с большими идеями нашего века. Рассказ «Дом среди сосен» как раз и пропитан этой ненавистью к стяжатель 1 2 . «Сибирские огни» № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2