Сибирские огни, 1961, № 3
Между тем, это один из лучших расска зов И. Лаврова. Он написан удивительно экономно и психологически точно. В рассказе нет тех литературных красиво стей, которые иногда встречаются у пи сателя, и, конечно, нет «поэтизации стра дания». В нем есть суровая правда о людях нашего времени. Правда эта вы зывает ничем не утолимую сердечную боль. Но было бы ханжеством не заме чать ее сегодня. Сюжет рассказа чрезвычайно прост, и в то же время его трудно передать в ..двух словах, не нарушив истинного смыс ла произведения. Продавщицу магазина старательную Антонину Степановну »однажды тяжко обидела легкомыслен ная девчушка. Обидела всем —и тем, что была невнимательна к покупателям, и тем, что не слушала ее советов и заме чаний, и тем, наконец, что из озорства «увлекла» собою незадачливого сослу живца, с которым время от времени Антонина Степановна проводила свобод ные вечера, связывала свои мечты о семье, домашнем уюте, мечты о будущем. Горько одинокой женщине, непереноси мо. Но вот и на девчушку обрушилось первое большое горе. Любимый ею па ренек наобещал, уехал да и не вернулся, нашел другую, женился. Антонина Сте пановна первая узнала об этом, не по помнила зла,’ утешила ее, а сама при этом подумала: «Эта Симочка счастли вая. У нее же бесценная молодость. У нее все впереди, У нее весна жизни. Тре вожная, шумная, горячая. А у нее, у Антонины Степановны, уже ненастная осень». Авторская мысль выражена здесь не прямо, но она вполне ясна, а главное — глубоко человечна и злободневна. Анто нина Степановна — вдова, муж ее погиб на фронте. Детей у нее не было, мать умерла, и живет она с тех пор одна — год, два, десять... Вот и сорок пять стук нуло, а в душе у нее никогда не гасла жажда любви и счастья. «Любовь свою она щедро отдавала ра неным в госпитале, мыла полы, дежури ла ночами, читала солдатам газеты, пи сала под диктовку письма». И после вой ны Антонина Степановна только тем и жила, что чувствовала: она еще нужна людям. «Уйдет из этой комнаты, точно оставит здесь одиночество, и целый день вокруг нее толпятся люди. И становится теплее, легче, даже веселей. Она стара лась всем услужить и обо всех позабо титься. Ведь больше ей некого было лю бить. А не любить она не могла». Рабо тала она с увлечением, энергично, кра сиво. Она была мастером своего дела А в напряженные дни, когда в магази не появлялось много покупателей, она становилась словно бы и выше, и моло же. Покупатели о ней отзывались: «Мо лодец, в руках все горит!» Славный, милый, а по своему миро ощущению наш советский рядовой чело век эта Антонина Степановна, она обык новенная женщина, каких тысячами оста вила война одинокими. Все, что мы смог ли бы посоветовать им — работайте, идите к людям,— они сами Отлично знают и делают для людей все, что мо гут, а сердца их все-таки не покидает большая тревога: «Как же дальше-то жить? Невозможно больше входить в эту пустую комнату с консервной банкой на столе». Может быть, кто-нибудь посоветует увидеть в этой вдове только бодрого, не унывающего человека, увлеченного сво им трудом. Но ведь это же будет о ней не вся правда, в это не поверят, прежде всего, сами Антонины Степановны! Писа тель тысячу раз прав, решив, что нам не к чему скрывать эту правду, решив рас сказать нам о трагедии целого поколе ния советских людей, переживших самую опустошительную войну и от всего серд ца проклявших ее. «Будь проклята война! Разве мало их таких вдов-то, неустроенных, постарев ших, одиноких? Кто знает об их думах в пустых комнатах?» —. это вырвалось из глубины, души одинокой трудолюби вой женщины, имеющей, как и все, пра во на счастье. «Будь проклята война!»— в этом подлинный смысл и пафос расска за. В нем И. Лавров никого не утешает, ничто не поэтизирует. Проклиная войну, он напоминает: смотрите — вот она, война, ее опаляющее дыхание еще ощу тимо и сегодня, люди от нее все еще стра дают, и нам нечем помочь им. Да, нечем. В этом — трагедия. Недавно в фильме «Простая история» (сценарий Б. Метельникова, режиссер Ю. Егоров) авторы попытались показать, как три теперь уже поблекшие солдат ки, пьяненькие, горько «отпевали» свою молодость, а главная героиня, не разо бравшись, решила пристыдить их: сено кос ведь, время уходит, разве можно сейчас песни петь, слезы лить, выпи вать?! А что они ответили? Это был суровый, резкий и прямой ответ, и снова о пустых квартирах, о многолет нем одиночестве, о неутешном горе, об ушедшей молодости. Эта сцена прямо выхвачена из жизни, и очень хорошо, что председатель, тоже солдатка, ушла, не найдя слов: нет для них слов увещева ния. Их молодость прошла, она не повто рится. Они могут лишь вместе с Лавро вым, вместе с авторами фильма сказать: «Будь проклята война!» Непонятно только, почему горячая лю бовь к этим людям и ненависть к войне вдруг стала именоваться «отсутствием авторской позиции»? В связи с подобны ми ситуациями в рассказах И. Лаврова Марк Щеглов, например, писал: «Автор явно не знает, подчас, чем же закончить ту или иную рассказанную им тягост ную житейскую драму, чем компенсиро вать герою его безвинное страдание... И. Лаврову придется еще много думать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2