Сибирские огни, 1961, № 3
что-либо понять в авторской позиции, если не учитывать, не замечать персона жей второго плана, в данном случае Вар вары и Анны, жены Ефима. Анна, молча любившая Ефима, покор но сносившая его невнимание и суро вость, вдруг с удивлением обнаружила разительную перемену в муже. Анна не задумывалась над ее причиной, скорее она растерялась, но то, как Анна испы тывает незаслуженную ею обиду, и то, как она всем сердцем уставшей женщи ны увидела в Ефиме хорошее, доброе, не бывало мягкое, настолько крупно выпи сано в рассказе, что не заметить это со бытие попросту невозможно. Ну хотя бы потому, что Ефим, полюбив Варвару, по нял, что он виноват перед Анной. Его внезапно поразила такая простая мысль: «ведь у нее всю жизнь в душе живет та кое же необыкновенное, что недавно по селилось и в его душе». Обратите внима ние, как глубоко человечно поступает Ефим, чтобы заглушить горечь своей не разделенной любви. Он стремится доста вить человеку радость. Он ведет Анну по парку и смущенно, мягко, с внутренним удовлетворением рассказывает ей о нем. Он желает теперь, чтоб и у нее был про свет в жизни. Откуда у Ефима такой высокий строй чувствований и помыслов? Ясно, что от любви к Варваре. Следует подчеркнуть— к В а р в а р е , потому что она-то в рас сказе и несет в себе все, что преобра жает и изменяет Ефима. В ней-то как раз, по мысли автора, и сосредоточены действенные творческие начала жизни. Как бы ни была «мала» Варвара по профессии или по занимаемой должности, но по характеру своих отношений к лю дям, к порученному делу, к труду, к со бытиям в стране крупного масштаба она большой человек нашего советского вре мени. Она твердо знает, что парк, в ко тором они с Ефимом трудятся, сущест вует для людей, и ничего нет предосуди тельного в том, что молодые люди «за селяют» его в поздний час. «Я вот хожу, сторожу,— убеждает она Ефима,— и любуюсь ими». Варвара быстро поняла, что гложет Ефима, мешает ему жить по- человечески, и близко приняла к сердцу его беду, говорила с ним, незаметно со ветовала, старалась повлиять. Ефим отказался косить в парке траву. Отказался грубо и прямо, зная, что это не его обязанность и что за эту работу ему не заплатят. «Неужели какая-то полсотня дороже нашего парка?» — мягко и осуждающе спросила его Варвара. Для нее таких во просов уже не существует. К делу сво ему она относится честно, трудится с душою, проявляет инициативу и неза урядную энергию. В парке ее ценили «Она изучила все сорта цветов, породы деревьев, знает, когда и как их сажать, как ухаживать». С гордостью и любовью показывает она парк Ефиму,— рассказы вает ему все, что знает, заражает его своим увлечением, своею радостью тру да, своим оптимизмом. Муж у Варвары такой же деятельный человек. Началась целинная эпопея, и- он «затосковал», ему вместе с моло дежью захотелось на «большое дело». Варвара сначала сопротивлялась — ведь «устроились» они «будто ладно», «до мишко завели», «дочка в техникуме- учится». «Ну, судили-рядили, так и этак прикидывали,— рассказывает Варвара,. — а что возразишь против хорошего- дела?» Они уже и обязанности распреде лили, сам будет слесарить, а Варвара пойдет в колхоз по садоводству. Пройдет какое-то время, и начнут го ворить: «Народ совершил героическое дело, целину поднял, садами землю укра сил». Будут произнесены и другие гром кие слова, а колебания Варвары и ее простые слова — «а что возразишь про тив хорошего дела?» — пожалуй, и забу дут. А писателя, который напомнил о них, потому что они действительно про износились, назовут безыдейным, скажут,, что у него нет героических характеров, нет положительного, идеала. Такой цельный и духовно прекрас ный человек, как Варвара, всколыхнул у Ефима чувства и заставил подумать о* себе, о людях, 'об окружающем мире. Ефим стал приобретать иные качества, возрождаться. Хотя и грустно ему, отто го что Варвара уезжает, но теперь все- вокруг него «полно Варварой», т. е. хо рошим, нашим, оптимистическим,— разъясняю я тем, кто этого не понимает. Разве нет для него теперь будущего, раз ве не обогатилась теперь его жизнь, раз ве не почувствовал он ее красоту? «...Ефим идет по парку, и впервые де ревья нравятся ему. Он удивленно рас сматривает гх , нюхает... И чувствует Ефим, что Лк,бит парк и эти ночи, и, наверное, они лучшие в его жизни». А припомнив затем судьбы своих сверст ников, он легко убеждается, что все они не коптят попусту небо, и впервые «стал строго размышлять о своей жизни». И все это под влиянием красоты Варвары. В чем же она, красота Варвары, для Ефима, для автора, для нас, читателей?' В ее любви к людям, к творческому тру ду, в ее активном отношении к важней шим событиям наЩего времени. Обаянию этой красоты поддался Ефим, захвачен был ею, по-новому обогащен. Так малое превратилось в большое, в значительное обобщение, в определенную позицию ав тора. Читать о поздней любви Ефима к Варваре потому и интересно, что рассказ проникнут верой в человека, органично- связан с тем, что сегодня делается в нашей стране,— с изменением, с преоб ражением жизни людей на земле. Возьмем другой рассказ — «Вдова», о- котором тоже говорили, что в нем есть «поэтизация страдания», \ «нечеткость- авторской позиции» и прочие недостатки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2