Сибирские огни, 1961, № 3
тиков, «ужас перед мещанством явно преувеличен» (не будем обращать внима ние на грамматическую неточность этой ■фразы, в общем-то ясно, что хотел ска зать ее автор). Теперь у них можно встре тить прямо-таки устрашающие формули ровки: «отрыв от жизни», «плохое пони мание жизни», «надрывный гуманизм», «слепость эстетического идеала», «сомни тельной ценности абстрактный гума низм» и тому подобные обличительные, пугающие писателя и читателя словосо четания, которые с необыкновенной лег костью «составляет» и произносит В. Хмара в статье «Красота мертвая и красота живая» А Виталий Василев ский. тенденциозно искажая содержание ¡и смысл рассказов, договорился до того, что объявил И. Лаврова не больше не меньше, как декадентом, произведения которого будто бы наполнены одним от чаянием2. Этот «пассивный», лишь «сострадаю щий» людям, «отчаявшийся» И. Лавров так полюбился некоторым критикам, что они до сих пор только и заняты опреде лением, в какой степени «заблуждения прежнего Лаврова» «сказались» на но вых его произведениях. И когда А. Ни- нов в журнале «Вопросы литературы» позволил себе усомниться в выводах, например, В. Ажаева, вот что он услы шал в ответ: «Не удивительно ли, что в наше время еще пробуют оправдать сле- •пость эстетического идеала, какой-то надрывный гуманизм, когда писатель за нимает жалостливую, сочувственную, но отнюдь не боевую, не активную пози цию»3. Если ко всему этому присовокупить значительный разнобой в оценках отдель ных рассказов И. Лаврова, то станет ясно, почему писатель с течением време ни переставал понимать своих критиков. В. Соколов и В. Борисов считают, что рассказ «Ночные сторожа» — самый сла бый, а Б. Рясенцев и В. Ажаев причис ляют его к наиболее впечатляющим про изведениям И. Лаврова. Марк Щеглов лучшим называет рассказ «Выигрыш», а «мало удавшиеся в целом» — это рас сказы «Дом среди сосен» и «Потерян ный город». Т. Беневоленская в «Выиг рыше» видит крупные недостатки, а по Щеглову «мало удавшиеся» причисляет к рассказам, в которых «наиболее ярко проявились социальные приметы наше го времени» 4. Или возьмем рассказ «Де вушка с зонтиком». «Недоумеваешь, для чего он написан»,— заявляет один из критиков. Другой же говорит: «Хочется много раз перечитывать «Девушку с зон тиком». В нем критик обнаруживает и ‘ «Дальний Восток», 1960, № 3. 2 «Литература и жизнь», 1958, 28 августа. 3 В. Хмара. Красота мертвая и красота живая. «Дальний Восток». 1960. № 3, стр. 170. 4 Т. Беневоленская. Среди простых людей. ■«Октябрь». 1955, № 11, стр. 187. «мягкую грусть» и «глубокий подтекст». А рассказ «Лейтенант милиции»? Один категоричен и решителен в своем приго воре: «рассказ совсем не удался»; дру гой называет его «полезным для воспи тания нашего юношества», а составите ли трехтомника лучших рассказов рус ских писателей за все время существова ния Советской власти именно этот рас сказ включили в издание. Можно сказать, что буквально по каж дому рассказу первых сборников И. Лав рова высказаны прямо противоположные мнения. Как тут быть писателю? За кем идти, кого слушать? А как быть читате лю, если он внимателен к советам крити ков? Как же быть, если одни говорят, что в произведениях И. Лаврова «во всю силу звучит поэзия обыкновенного» ’, а другие утверждают, что он в своих рас сказах «вообще тяготеет к «необыкно венному», «исключительному» и «про стые явления жизни значительно реже привлекают его внимание»?2. В самом деле, как тут быть? 2 Судьба обыкновенного человека издав на волновала русских писателей. Пушкин и Гоголь, Достоевский и Тургенев, Тол стой и Чехов и другие столь же великие именно ему отдали свою любовь, свой редкий дар художника, труд почти всей своей жизни. Они хотели понять обыкно венного человека, поняв, объяснить его другим, объяснив, защитить его права в этом сложном, противоречивом, пол ном катаклизмов мире. Как правило, это была энергичная, страстная, подчас яростная защита, потому что в обыкно венном или, как часто говорят, «малень ком человеке» русские гиганты литера туры видели истинную красоту и чело вечность. Пожалуй, как никто, замечая и показывая слабости и недостатки этих людей, обусловленные временем, соци альной средой, воспитанием, они верили, что источником силы и бессмертия нации являются обыкновенные люди, что исто рически верная и конкретная картина жизни любого общества слагается в ко нечном счете из их индивидуальных обыкновенных жизней. Когда советские писатели в годы рево люции или в годы войн сосредоточивали внимание на героическом, они без осо бенного труда обнаруживали, что совер шает необыкновенное, определяет ход со бытий обыкновенный человек, что для миллионов обыкновенных, поднявшихся на защиту своих законных прав, герои ческое поведение стало нормой, стало яв лением обыкновенным. Иначе сказать, 1 М. Щеглов. Литературно-критические статьи. М., «Советский писатель», 1958. стр. 369. 2 Б. Борисов. В добрый путь! Альманах «За байкалье», 1955, № 8, стр. 265.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2