Сибирские огни, 1961, № 3

Н. ЯНОВСКИЙ „Новое“ и „старое“ в творчестве И. Лаврова 1 Пять лет назад в Чите появилась пер­ вая книга рассказов Ильи Лаврова «Ноч­ ные сторожа», сразу же обратившая на себя внимание читателей и критики. С тех пор ежегодно выходят новые и новые произведения писателя, они печатаются в различных газетах и журналах нашей страны, переводятся на другие языки, издаются отдельными книгами, которых набралось теперь не менее десятка. Все, кто говорили и писали о повестях и рассказах И. Лаврова, — а говорили и писали о них немало, — признавали его большой, не вызывающий сомнений ху­ дожнический талант, его писательскую зоркость, его умение выразить свои раз­ думья о жизни и человеке поэтически, искренне и проникновенно. Утверждали также, что некоторые его рассказы «не­ возможно забыть», писали, что он «в значительной мере уже владеет искус­ ством изобразить и выразить желаемое», что художественные детали у него «не­ обыкновенно удачны» и что во многих рассказах его можно найти «образцы пои- стине поэтического видения мира». Ина­ че сказать, подавляющее большинство писавших о первых книгах И. Лаврова приветствовали появление нового талант­ ливого рассказчика и свидетельствовали о своей горячей заинтересованности в судьбах людей, взволнованно им изобра­ женных. Хотя по общему признанию, люди эти были «маленькие» — сторожа, продавцы, парикмахеры, — никто вслед за И. Лавровым не отказывал им в своей любви. Но одновременно некоторые критики высказывали и свою тревогу. Не слиш­ ком ли малы его «маленькие люди?» — спрашивали они. Не слишком ли буднич­ но выглядит в его произведениях наша жизнь? Не слишком ли печальны исто­ рии, рассказанные им? Таким образом, в первых книгах И.. Лаврова сразу же были обнаружены и «созерцательность», и «пассивность ав­ торской позиции», и «недостаточная вос­ питанность идеала», и отсутствие боль­ шой идеи и т. д. и т. п. Одни критики писали.об этом без на­ жима, мягко, передавая лишь весьма об­ щие свои ощущения. При чтении рас­ сказов И. Лаврова,— утверждал, напри­ мер, Л. Баландин в рецензии на сборник «Синий колодец»,— «из объяхий грусти, меланхолической созерцательности вам' не вырваться» >. А Марк Щеглов, выска­ завший в статье «На полдороге» немало* интересных мыслей и верных замечаний, в выводах своих написал: «Как только- автор пытается намекнуть на нечто бо­ лее высокое, что могло бы уравновесить личную горечь, которую пережили его герои, получается некая фальшивая иллюзия» 2. Другие же говорили с еще большей определенностью: «Почти все рассказы И. Лаврова проникнуты грустью и безыс­ ходностью». ' «С радостью и большим огорчением прочел я опубликованные и неопубликованные рассказы И. Лавро­ ва,— развивал свою мысль В. Ажаев на Третьем Всесоюзном совещании молодых писателей в 1956 году.— С радостью,, потому что обнаружил в нашей литера­ туре нового крупного таланта: с большим: огорчением — потому, что талант этот по своей направленности не боевой, не освещенный большой идеей» 3. Наконец, третьи высказались еще бо­ лее прямолинейно и категорично, так сказать, развивая и углубляя основопо­ лагающие мысли своих предшественни­ ков. У И. Лаврова, по словам этих кри­ 1 «Сибирские огни», 1956, Я° 5, стр. 183. 2 «Литературно-критические статьи». М. «Совет­ ский писатель», 1958, стр. 361. а «Новый мир», 1956, № 3, стр. 264.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2