Сибирские огни, 1961, № 3
Н. ЯНОВСКИЙ „Новое“ и „старое“ в творчестве И. Лаврова 1 Пять лет назад в Чите появилась пер вая книга рассказов Ильи Лаврова «Ноч ные сторожа», сразу же обратившая на себя внимание читателей и критики. С тех пор ежегодно выходят новые и новые произведения писателя, они печатаются в различных газетах и журналах нашей страны, переводятся на другие языки, издаются отдельными книгами, которых набралось теперь не менее десятка. Все, кто говорили и писали о повестях и рассказах И. Лаврова, — а говорили и писали о них немало, — признавали его большой, не вызывающий сомнений ху дожнический талант, его писательскую зоркость, его умение выразить свои раз думья о жизни и человеке поэтически, искренне и проникновенно. Утверждали также, что некоторые его рассказы «не возможно забыть», писали, что он «в значительной мере уже владеет искус ством изобразить и выразить желаемое», что художественные детали у него «не обыкновенно удачны» и что во многих рассказах его можно найти «образцы пои- стине поэтического видения мира». Ина че сказать, подавляющее большинство писавших о первых книгах И. Лаврова приветствовали появление нового талант ливого рассказчика и свидетельствовали о своей горячей заинтересованности в судьбах людей, взволнованно им изобра женных. Хотя по общему признанию, люди эти были «маленькие» — сторожа, продавцы, парикмахеры, — никто вслед за И. Лавровым не отказывал им в своей любви. Но одновременно некоторые критики высказывали и свою тревогу. Не слиш ком ли малы его «маленькие люди?» — спрашивали они. Не слишком ли буднич но выглядит в его произведениях наша жизнь? Не слишком ли печальны исто рии, рассказанные им? Таким образом, в первых книгах И.. Лаврова сразу же были обнаружены и «созерцательность», и «пассивность ав торской позиции», и «недостаточная вос питанность идеала», и отсутствие боль шой идеи и т. д. и т. п. Одни критики писали.об этом без на жима, мягко, передавая лишь весьма об щие свои ощущения. При чтении рас сказов И. Лаврова,— утверждал, напри мер, Л. Баландин в рецензии на сборник «Синий колодец»,— «из объяхий грусти, меланхолической созерцательности вам' не вырваться» >. А Марк Щеглов, выска завший в статье «На полдороге» немало* интересных мыслей и верных замечаний, в выводах своих написал: «Как только- автор пытается намекнуть на нечто бо лее высокое, что могло бы уравновесить личную горечь, которую пережили его герои, получается некая фальшивая иллюзия» 2. Другие же говорили с еще большей определенностью: «Почти все рассказы И. Лаврова проникнуты грустью и безыс ходностью». ' «С радостью и большим огорчением прочел я опубликованные и неопубликованные рассказы И. Лавро ва,— развивал свою мысль В. Ажаев на Третьем Всесоюзном совещании молодых писателей в 1956 году.— С радостью,, потому что обнаружил в нашей литера туре нового крупного таланта: с большим: огорчением — потому, что талант этот по своей направленности не боевой, не освещенный большой идеей» 3. Наконец, третьи высказались еще бо лее прямолинейно и категорично, так сказать, развивая и углубляя основопо лагающие мысли своих предшественни ков. У И. Лаврова, по словам этих кри 1 «Сибирские огни», 1956, Я° 5, стр. 183. 2 «Литературно-критические статьи». М. «Совет ский писатель», 1958, стр. 361. а «Новый мир», 1956, № 3, стр. 264.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2