Сибирские огни, 1961, № 3
А где он, простор такой, чтоб под стать был силе богатырской? Да вот же, ря дом с колыбелью, стоит лишь сделать шаг-другой навстречу солнцу. И шагнуло дитятко на восток, и поразился мир «размаху шагов саженьих», названных про стыми, будничными словами: третья металлургическая база страны. Первый опорный пункт базы начал рождаться в степи под Карагандой, у подножья Темир-Тау. Официально будущий завод назвали Карагандинским, но народ дал ему другое имя — Казахстанская Магнитка, чтоб не посчитали его Иваном, не помнящие родства. Но родство родством, имя именем, а только от родимых пятен строители но вого металлургического гиганта отказались наотрез. В 1931 году все газеты обо шла групповая фотография бригады землекопов, участвовавших в строительстве Магнитогорского комбината. Подпись под фотографией гласила: «Эта бригада землекопов поставила мировой рекорд производительности труда. Каждый рабочий выбирал 19 кубических метров земли в день». Что же, время такое было: на стройке работало 10 тысяч землекопов. В Темир-Тау мировой рекорд не удастся поставить ни одному землекопу, не удастся по той простой причине, что ни одного землекопа здесь просто нет, рекор ды тут принадлежат людям, которые управляют экскаваторами, бульдозерами, скреперами, автосамосвалами, кранами и прочими механизмами. Да и как без ме ханизмов осилить все, что задумано сделать в казахской степи! Все, кому довелось хотя бы раз проехать по Транссибирской магистрали, помнят громадное здание Новосибирского вокзала. Это — самый большой, самый вместительный вокзал между Москвой и Владивостоком, его объем — 144 тысячи кубических метров. Так вот, если соединить вместе семнадцать таких вокзалов, как раз получится по объему то количество бетона, какое нужно уложить во все сооружения Казахстанской Магнитки. Первая казахстанская домна уже дала чугун. К 1964 году поднимутся три остальные. Они будут давать стране столько металла, сколько не снилось цар ской России. Таким будет первый опорный пункт новой металлургической базы. Вторым опорным пунктом явится Западносибирский завод, третьим... Еще никогда выбор площадки под металлургический завод не вызывал та ких ожесточенных споров между специалистами, как на этот раз. Одни доказывали, что завод нужно строить под Иркутском, в Черемхове, другие отстаивали преи мущество площадки в районе села Макарьево, расположенного на берегу водохра нилища Братской ГЭС, третьих привлекал район села со страшным названием — Яд, также тяготеющего к зоне Братской ГЭС. Спорили, спорили и вдруг все со шлись на... Тайшете. Тайшет известен как крупный железнодорожный узел, расположенный на Транссибирской магистрали между Красноярском и Иркутском. В этом узле на ходится начало семисоткилометровой рельсовой нити Братск—Тайшет—Лена, в этот узел устремилось от Абакана завершающее звено Южсиба. То обстоятельство, что сюда стягивается несколько железнодорожных на правлений, и привлекло в первую очередь к Тайшету внимание специалистов, вы биравших место для сооружения завода. По линии Братск—Тайшет—Лена не сложно подвезти коршуновскую.и рудногорскую руду, по рельсам Южсиба мож но доставить из Кузбасса кокс, Транссибирская магистраль примет на свои плечи готовую продукцию. Всем требованиям отвечала и сама строительная площадка. А требований по добным площадкам предъявляется уйма: она должна быть достаточно обширной, более или менее ровной, в меру возвышаться над уровнем моря, покоиться на вполне надежных грунтах, иметь по соседству обильный источник воды и т. д. и т. п. Одним словом, пришел день, и по железнодорожной ветке, проложенной от Тайшета к берегу реки Бирюсы, проследовала «Красная деревня» — состав гру зовых вагонов, временно превращенных в жилье. В них поселились те, кому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2