Сибирские огни, 1961, № 2
— Этот же поэт,— продолжал Леонид,— шесть лет назад, когда в деревне было действительно плохо, написал огромную поэму и все хвалил и всем восхищался. А когда дело-то пошло совсем по-другому, накарябал пасквиль. Как же глядеть на такие парадоксы? — Однако, вас не обвинишь в половинчатости. — Да. Это не главное мое качество. Лесная дорога ускользнула из-под ног, словно двигающаяся вспять . лента. Вера и Леонид еще долго кружили по затихающему городу. Опустев шие улицы, отдыхая от дневных трудов, дышали прохладой. Завтра их снова будут гранить тысячи ног, шлифовать вереницы автомобилей. Ис чезли, падая в темноту, окна домов. Лишь немногие бессонные сверкали манящими прямоугольниками. Казалось, они висели в воздухе, легкие, лишенные опоры. 12 В тот вечер и пришло к Леониду мучительно искомое решение темы. Решение единственно верное, неоспоримое, как доказательство математи ческой теоремы. Получилось словно в замке с секретом. Можно часами безуспешно пытаться открыть этот замок. Но стоит повернуть небольшие колесики, вставленные в его ручку, так, чтобы они составили слово,— и замок открылся. Таким словом часто бывает женское имя. И сейчас весь секрет был в имени. Оставалось только удивляться, как Леонид не пришел к этому рань ше. Ведь и Сергей Константинович советовал написать о том, как знатная доярка Ирина Кузьмовна собиралась в город к своему сыну и потом ре шила остаться в деревне. Через ее боль, обиды, ее крепнущие, перешедшие теперь в уверенность надежды можно показать все то, что произошло за последние годы в деревне. — Какой же я бездарный, какой тупой, если сразу не смог додумать ся до этого,— поносил себя Леонид. Он еще не знал настоящей цены простоте и ясности. Не предполагал, что эти качества лежат не у подножья творчества. Сейчас Леонид, не чувствуя усталости, не слыша сонного дыхания соседей по комнате, исписывал лист за листом. Леонид писал о том, как холодной поздней весной колхоз постигла лютая бескормица. За селом невеселым табуном бродили ребристые пону рые лошади. Давно не кованными копытами они разгребали снег, шерша выми, как наждачная бумага, губами ощупывали каменно твердую про мерзшую землю и смотрели печальным, совсем человеческим взглядом. Из коровников и кошар почти каждую ночь выносили павших животных. Леонид описывал это, и горячий, обжигающий комок подступал к горлу. Откуда ему было знать, что в художественном творчестве дейст вует непреложное правило, напоминающее закон сохранения материи: сколько будет волноваться, печалиться, радоваться автор, настолько он может взволновать теми же чувствами людей, которым предназначено его произведение. Свойства искусства распространяются и на произведения людей, не знающих этих свойств. Также волнуясь, Леонид описывал, как однажды утром Ирина Кузь мовна не застала Зорьки. Зорька не была ведерницей, не выделялась ника кими породными качествами. Доярка сама не смогла бы объяснить, по чему к этой комолой пеструхе она была привязана гораздо сильнее, чем к другим своим питомицам. Она не заплакала, как нередко доярки плакали в пустых стойлах. Она молча подоила своих коров и пошла в правление колхоза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2