Сибирские огни, 1961, № 2

ные экспедиции. Таким образом, она вы­ полнила исключительно важную работу. В книге обстоятельно дается разбор пословиц и поговорок — этого интерес­ нейшего Жанра бурятского народного устно-поэтического творчества. Целая глава посвящена загадкам. Должное ме­ сто уделено в книге сказкам, в которых выражены думы и мечты аратов о луч­ шем будущем. Автор правильно опреде­ ляет: «В своих сказках народ ставил и разрешал вопросы морали и этики, фор­ мирования мировоззрения, социальные проблемы... Поэтому не случайно сказ­ ки, как и героико-эпические былины бурятов, являлись учебником жизни древних людей». Есть у нас и отдельные замечания. Автор считает, что «носителями сказок в бурятских улусах в настоящее время являются главным образом представите­ ли старшего поколения, высоко ценя­ щие поэтику старинных народных ска­ зок, и дети — школьники, изучающие устную народную поэзию на уроках ли­ тературы». Конечно, нельзя утверждать, что сказ­ ки в улусах рассказывают все без ис­ ключения, но в то же время выбрасы­ вать со счета среднее поколение людей — значит искусственно создавать пре­ рывность в бытовании сказок. На самом деле этого нет. Традиции сказочников, сложившиеся у нас в результате отсут­ ствия письменной литературы, еще жи­ вут до сих пор, передаваясь из поколе­ ния в поколение. Далее автор разбирает песни бурят­ ского народа — бытовые, хороводные, плясовые, застольные, свадебные, лири­ ческие, исторические и песни-загадки. Собран и обобщен обширный материал. Вместе с этим нельзя согласиться с таким заявлением: «Песни в большин­ стве своем являются песнями-импрови­ зациями, сложенными в степи за пасть­ бою скота, на охотничьих стоянках, на пиру, гулянье». Или: «Процесс создания большинства лирических песен носит характер импровизации, создаются они на лету...» Известно, что песни — это поэтические произведения, и в устном народном творчестве они связаны с ме­ лодией, музыкой. Каким исключитель­ ным поэтом и композитором нужно быть, чтобы сочинять песни «на лету», без всякой подготовки, экспромтом! Утверждать так — значит выкинуть са­ мое понятие «устное поэтическое творче­ ство». Мы далеки от игнорирования им­ провизаций как особого вида народного творчества. Но песни не в большинстве своем, а лишь в ряде случаев являются песнями-импровизациями, сложенными, что важно добавить, высокоодаренными людьми, певцами. Заключительная глава книги — «Эпос —улигер». Этому вопросу, как сказано в предисловии, будет посвящен второй том книги. Тем не менее, Н. Шаракши- нова подробно и довольно глубоко дает характеристику героическому эпосу бу­ рятов. Она рассказывает об истории воз­ никновения и бытования улигеров—бы­ лин, поэм, их содержании и художест­ венных достоинствах. В конце книги дана библиография — источники, литература по бурятскому фольклору на русском, бурятском и не­ мецком языках. В Иркутске издана нужная, хорошая книга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2