Сибирские огни, 1961, № 2
ные экспедиции. Таким образом, она вы полнила исключительно важную работу. В книге обстоятельно дается разбор пословиц и поговорок — этого интерес нейшего Жанра бурятского народного устно-поэтического творчества. Целая глава посвящена загадкам. Должное ме сто уделено в книге сказкам, в которых выражены думы и мечты аратов о луч шем будущем. Автор правильно опреде ляет: «В своих сказках народ ставил и разрешал вопросы морали и этики, фор мирования мировоззрения, социальные проблемы... Поэтому не случайно сказ ки, как и героико-эпические былины бурятов, являлись учебником жизни древних людей». Есть у нас и отдельные замечания. Автор считает, что «носителями сказок в бурятских улусах в настоящее время являются главным образом представите ли старшего поколения, высоко ценя щие поэтику старинных народных ска зок, и дети — школьники, изучающие устную народную поэзию на уроках ли тературы». Конечно, нельзя утверждать, что сказ ки в улусах рассказывают все без ис ключения, но в то же время выбрасы вать со счета среднее поколение людей — значит искусственно создавать пре рывность в бытовании сказок. На самом деле этого нет. Традиции сказочников, сложившиеся у нас в результате отсут ствия письменной литературы, еще жи вут до сих пор, передаваясь из поколе ния в поколение. Далее автор разбирает песни бурят ского народа — бытовые, хороводные, плясовые, застольные, свадебные, лири ческие, исторические и песни-загадки. Собран и обобщен обширный материал. Вместе с этим нельзя согласиться с таким заявлением: «Песни в большин стве своем являются песнями-импрови зациями, сложенными в степи за пасть бою скота, на охотничьих стоянках, на пиру, гулянье». Или: «Процесс создания большинства лирических песен носит характер импровизации, создаются они на лету...» Известно, что песни — это поэтические произведения, и в устном народном творчестве они связаны с ме лодией, музыкой. Каким исключитель ным поэтом и композитором нужно быть, чтобы сочинять песни «на лету», без всякой подготовки, экспромтом! Утверждать так — значит выкинуть са мое понятие «устное поэтическое творче ство». Мы далеки от игнорирования им провизаций как особого вида народного творчества. Но песни не в большинстве своем, а лишь в ряде случаев являются песнями-импровизациями, сложенными, что важно добавить, высокоодаренными людьми, певцами. Заключительная глава книги — «Эпос —улигер». Этому вопросу, как сказано в предисловии, будет посвящен второй том книги. Тем не менее, Н. Шаракши- нова подробно и довольно глубоко дает характеристику героическому эпосу бу рятов. Она рассказывает об истории воз никновения и бытования улигеров—бы лин, поэм, их содержании и художест венных достоинствах. В конце книги дана библиография — источники, литература по бурятскому фольклору на русском, бурятском и не мецком языках. В Иркутске издана нужная, хорошая книга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2