Сибирские огни, 1961, № 2
И в результате — стихотворения не получилось, поэт заговорил не своим го лосом, вышло очень неестественно, на пыщенно. Книга стихов ЬО. Левитанского «Сто роны света» ведется от лица человека, прощающегося с молодостью. О том, что тоже, видимо, состарюсь, впервые в жизни думаю всерьез, — говорит поэт в заключительном, про граммном стихотворении. Но воспомина ния Левитанского — «не бегство от се годняшнего дня». Как первое испытание сил, как «впервые поднятую целину», вспоминают герои суровые годы войны. Размышляя о наступающей осени, «оставляя все дальше исток», поэт всем существом ощущает, как по-прежнему вокруг «все так неразгаданно и ново», так радостно устремлено в будущее. И с уверенностью заключает поэт: осень— не время увядания земного, а наступившей зрелости пора. Р а д н а й Ш е р х у н а е в УСТНОЕ: ТВОРЧЕСТВО БУРЯТОВ Г о г а т и красочен фольклор бурят- ^ с к и й . Веселые и задорные, зауныв ные и печальные, идущие от самого сердца, песни были лучшими спутника ми степняка-кочевника. Улигеры — ска зания, великолепные по содержанию, изумительные по языковой красоте, то и дело излучающие из себя мудрость на родную, — являлись гордостью арата, служили ему духовной пищей и под держкой в годы лишений и страданий. Как и у многих других народов, не имевших раньше, до Октября, письмен ности, устное поэтическое творчество бурятов было единственным выражени ем их дум и чаяний. Оно давно привлек ло к себе внимание ученых. Русские и иностранные исследователи, путешест венники, люди науки, так или иначе свя занные с изучением жизни бурятов, не проходили мимо того, что составляло их радость и гордость, — устных поэтиче ских творений. Более интенсивное изучение и запись материалов бурятского народного твор чества начались в девятнадцатом веке, особенно во второй половине, и начале двадцатого столетия деятелями русской науки (Н. Бестужев, Г. Н. Потанин, А. Д. Руднев и др.) и первыми бурят скими учеными и фольклористами 190 (Д. Банзаров, М. Н. Хангалов, Ц. Ж. Жамцарано). Новый его этап — более глубокий, систематичный — начинаете» в советское время. Однако следует признать, — еслв сравнительно много проведено работы пс- собиранию фольклорных материалов, то еще крайне мало у нас трудов, обоб щающих и анализирующих их.' Достаточ но сказать, что мы до сих пор не имел» учебного пособия по фольклору дл» студенчества. Вот почему появление в свет книг» Н. Шаракшиновой «Бурятский фольк лор»1 радует и волнует нас. Это, безус ловно, серьезное и нужное исследова ние, являющееся первым в нашей фольк лористике научным обобщающим тру дом по бурятскому народному творче ству. Н. Шаракшинова проделала значи тельную работу. Она изучила не только- то, что собрано и издано до сих пор. но и сама плодотворно и настойчиво' занималась записями песен, улигеров, сказок, загадок, пословиц и поговорок родного народа, а также руководила, студенческими экспедициями и группа ми, занимавшимися сбором образцов бу рятского фольклора в улусах и аймаках Прибайкалья и Забайкалья в 1946— 1958 годах. На протяжении более деся ти лет она занимается исследование!» устно-поэтического творчества бурятов. В главе «Собирание и изучение бу рятского фольклора» автор поднимает обширный материал, давно требовавший анализа и обобщения. Волее чем за две сти лет записано и опубликовано нема ло, имеются работы по отдельным вопро сам. Н. Шаракшинова внимательно рас сматривает все эти сведения, записи и труды ученых, путешественников и со здает наиболее полную и ясную картину о собирании и изучении бурятского фольклора. Интересен следующий раздел книги — о мифах и легендах. Сказания о со творении мира, прародителях бурятских племен, божествах и чудовищах в фан тастической форме отражали представ ления наших далеких предков о природе и обществе. Бурятская мифология любопытна в занимательна, тем не менее она не изу чена, записей материалов, исследова тельских работ почти не имеется. Пе ред автором стояло немало трудностей. Рассматривая произведения устного на родного творчества, особенно наиболее- значительные произведения — улигеры, Н. Шаракшинова по крупицам накапли вала мифологические материалы и, кроме того, тщательно собирала их, бе седуя со сказителями, любителями стари ны, знатоками устного народного творче ства. Много дали студенческие фольклор 1 Н. Шаракшинова. Бурятский фольклор. Ир кутск. 1959, стр. 227.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2