Сибирские огни, 1961, № 2

да в пути, он — на широкой и большой «дороге времени». Самый образ «пути- дороги» в поэзии, конечно, не нов, но автор сумел влить в него большие мыс­ ли и чувства, и образ этот стал худо­ жественно весомым и многозначащим для читателя. «Дорога времени» — это не пресловутая «дорога в никуда» героя западной буржуазной литературы; это — «высокая осмысленность движения через «евзгоды, беды и бои», это — путь в светлое коммунистическое будущее, путь -единственный и глубоко осознанный: Каждым натруженным мускулом, Каждой клеткой предсердия Я вижу, куда идти мне, Знаю, куда спешить! Так большая патриотическая тема — тема бескорыстного служения народу, тема одухотворенного творческого труда яаших современников полноправно вхо­ дит в поэзию Л. Завальнюка. К стихам этой темы примыкают сти­ хи о товариществе и дружбе. Друзья ■аоэта — его сверстники, люди того же поколения «детей войны», от имени ко­ торого он говорит. Это — наши совре­ менники, «инженеры, физики, токари- виртуозы, философы-мастера...» — «вы­ сокие рыцари духа», «атланты», идущие «дорогою созидания, наследники правды яращуров, горячей веры отцов». Это о ■них, работающих во всех уголках Союза, говорит поэт: Не знаю, где, какие вы сейчас, Но в крепкой стро'чке и в газетной сводке, Как прежде, узнаю лас по походке И, как бывало, писем жду от вас. В основе благородных чувств товари­ щества и дружбы лежит взаимное и пол­ ное, но взыскательное и требовательное доверие к человеку. Большие мысли и чувства заполняют, как правило, и креп­ ко сколоченные поэтические строки, ми­ мо которых читатель не пройдет равно­ душно: Кому какая слава протрубит — Судить о том пока не в нашей власти. Так выкорчуем заросли обид И вырастим невзрачное на вид ■На этом грунте Дерево Согласья. И пусть воскреснут яростные споры И молодые бденья по ночам, За годы разжиревшего, как боров, Осла хандры и мелочных раздоров Мы отдадим заезжим циркачам. Простим поэту некоторую «усложнен­ ность» и «украшательство» в деталях и отдельных словесных образах: главное здесь — мысль, и она выражена доволь­ но убедительно, а кроме того, поэт здесь, как и в других стихах, упорно ищет свою собственную манеру письма; он — в пути, он — на трудной творче­ ской «дороге времени». Дружба и товарищество, как известно. лишь первые два компонента извечной триады, венец которой — любовь. И Л. Завальнюк обращается к этой неста­ реющей теме, но... острота поэтического' видения, свойственная лучшим стихам на гражданские темы, несколько притуп­ ляется в его интимной лирике, слабеет идейно-смысловая и эмоциональная на­ грузка поэтических образов. Не более как зарифмованным пустяч­ ком выглядит стихотворение «Размыш­ ления у телефонной будки»: Есть на острове забор — Не штакетный, За забором этим двор — Двор монетный. В окнах толстые болты. Тихий стук... Сколько ж там пятиалтынных? — Тыща штук! У меня монеты нету Десять раз на дню. Дайте, граждане, монету — Я любимой позвоню! Ни умильное созерцание телефонной будки, ни доброе намерение лирического героя позвонить любимой, однако, не де­ лают здесь поэзии. А где «размышле­ ния», декларированные в заглавии? Их нет, ибо вряд ли кому захочется ломать голову над «меркантильным» вопросом о количестве «пятиалтынных». Правда, говоря о любви, Л. Завальнюк пытается неожиданно и ново «повернуть» эту вечную тему, и, когда это ему удает­ ся, стихи радуют читателя. Так, доволь­ но банальные «Жалобы турка» на жен­ щину, эту «кобру» рода человеческого, приобретают хороший поэтический вес благодаря скрытой в них авторской иро­ нии и неожиданной концовке: Но не верьте глупому поэту. Врет, каналья. Просто писем нету. Тот же прием «разрушения иллюзии» поэтического рассказа неожиданной кон­ цовкой применен и в стихах «Жаркие страны», и «Сказать по правде — худо дело». Это — хорошие стихи. Но в целом у читателя складывается впечатление, что чувство любви у лири­ ческого героя не очень глубокое: юмори­ стический (и даже иронический) тон по­ этического рассказа в ряде случаев лишь подтверждает это. Поэтому наиболее сильные выражения, подкрепленные вос­ клицательными знаками и долженствую­ щие убедить читателя в значительности испытываемых героем эмоций (напри­ мер: «очень это здорово — то, что мы вдвоем!»), просто-напросто повисают в воздухе, не имея под собой реальной почвы глубокого и большого чувства. Содержание не может не сказаться на поэтической форме. Показательны в этом отношении попытки автора компенсиро­ вать недостаточную эмоциональную за­ полненность стихов чересчур «замысло­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2