Сибирские огни, 1961, № 2
да в пути, он — на широкой и большой «дороге времени». Самый образ «пути- дороги» в поэзии, конечно, не нов, но автор сумел влить в него большие мыс ли и чувства, и образ этот стал худо жественно весомым и многозначащим для читателя. «Дорога времени» — это не пресловутая «дорога в никуда» героя западной буржуазной литературы; это — «высокая осмысленность движения через «евзгоды, беды и бои», это — путь в светлое коммунистическое будущее, путь -единственный и глубоко осознанный: Каждым натруженным мускулом, Каждой клеткой предсердия Я вижу, куда идти мне, Знаю, куда спешить! Так большая патриотическая тема — тема бескорыстного служения народу, тема одухотворенного творческого труда яаших современников полноправно вхо дит в поэзию Л. Завальнюка. К стихам этой темы примыкают сти хи о товариществе и дружбе. Друзья ■аоэта — его сверстники, люди того же поколения «детей войны», от имени ко торого он говорит. Это — наши совре менники, «инженеры, физики, токари- виртуозы, философы-мастера...» — «вы сокие рыцари духа», «атланты», идущие «дорогою созидания, наследники правды яращуров, горячей веры отцов». Это о ■них, работающих во всех уголках Союза, говорит поэт: Не знаю, где, какие вы сейчас, Но в крепкой стро'чке и в газетной сводке, Как прежде, узнаю лас по походке И, как бывало, писем жду от вас. В основе благородных чувств товари щества и дружбы лежит взаимное и пол ное, но взыскательное и требовательное доверие к человеку. Большие мысли и чувства заполняют, как правило, и креп ко сколоченные поэтические строки, ми мо которых читатель не пройдет равно душно: Кому какая слава протрубит — Судить о том пока не в нашей власти. Так выкорчуем заросли обид И вырастим невзрачное на вид ■На этом грунте Дерево Согласья. И пусть воскреснут яростные споры И молодые бденья по ночам, За годы разжиревшего, как боров, Осла хандры и мелочных раздоров Мы отдадим заезжим циркачам. Простим поэту некоторую «усложнен ность» и «украшательство» в деталях и отдельных словесных образах: главное здесь — мысль, и она выражена доволь но убедительно, а кроме того, поэт здесь, как и в других стихах, упорно ищет свою собственную манеру письма; он — в пути, он — на трудной творче ской «дороге времени». Дружба и товарищество, как известно. лишь первые два компонента извечной триады, венец которой — любовь. И Л. Завальнюк обращается к этой неста реющей теме, но... острота поэтического' видения, свойственная лучшим стихам на гражданские темы, несколько притуп ляется в его интимной лирике, слабеет идейно-смысловая и эмоциональная на грузка поэтических образов. Не более как зарифмованным пустяч ком выглядит стихотворение «Размыш ления у телефонной будки»: Есть на острове забор — Не штакетный, За забором этим двор — Двор монетный. В окнах толстые болты. Тихий стук... Сколько ж там пятиалтынных? — Тыща штук! У меня монеты нету Десять раз на дню. Дайте, граждане, монету — Я любимой позвоню! Ни умильное созерцание телефонной будки, ни доброе намерение лирического героя позвонить любимой, однако, не де лают здесь поэзии. А где «размышле ния», декларированные в заглавии? Их нет, ибо вряд ли кому захочется ломать голову над «меркантильным» вопросом о количестве «пятиалтынных». Правда, говоря о любви, Л. Завальнюк пытается неожиданно и ново «повернуть» эту вечную тему, и, когда это ему удает ся, стихи радуют читателя. Так, доволь но банальные «Жалобы турка» на жен щину, эту «кобру» рода человеческого, приобретают хороший поэтический вес благодаря скрытой в них авторской иро нии и неожиданной концовке: Но не верьте глупому поэту. Врет, каналья. Просто писем нету. Тот же прием «разрушения иллюзии» поэтического рассказа неожиданной кон цовкой применен и в стихах «Жаркие страны», и «Сказать по правде — худо дело». Это — хорошие стихи. Но в целом у читателя складывается впечатление, что чувство любви у лири ческого героя не очень глубокое: юмори стический (и даже иронический) тон по этического рассказа в ряде случаев лишь подтверждает это. Поэтому наиболее сильные выражения, подкрепленные вос клицательными знаками и долженствую щие убедить читателя в значительности испытываемых героем эмоций (напри мер: «очень это здорово — то, что мы вдвоем!»), просто-напросто повисают в воздухе, не имея под собой реальной почвы глубокого и большого чувства. Содержание не может не сказаться на поэтической форме. Показательны в этом отношении попытки автора компенсиро вать недостаточную эмоциональную за полненность стихов чересчур «замысло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2