Сибирские огни, 1961, № 2
когда окончательно вырисовывается ха рактер человека, когда он утверждается в выбранном пути. Этим становлением, по казанным, как нам кажется, интересно и не шаблонно, заинтересовывает нас ге рой А. Чаковского. Арефьев — человек ищущий, активный. Но есть в нем еще одна вызванная временем черта — страстное стремление самому осмыслить происходящее, действовать не столько по совету со стороны (добрый совет та ких людей, как Трифонов, тоже хорош), сколько на основе собственых раздумий и оценок. «Рыцарем немедленного действия» на звал свсего молодого героя-современника орловский поэт В. Гордейчев. И в этой эмоционально-поэтической формуле вы разилась некоторая полемическая одно сторонность. Только ли действия? Но почему же и не мысли? Не секрет, что под влиянием нашего революционого опыта и наших обобщений, крупнейших научных открытий производится пере оценка многих старых ценностей на За паде и во всем мире. Стремление к размышлению у Арефь ева объясняется не простым следованием писателя пресловутой теории «интеллек туального героя». Суть дела здесь в правильном понимании нашей действи тельности. Не потому ли в романе секре тарь обкома Баулин, человек, связанный с жизнью тысячами практических дел, говорит Арефьеву, как важно «бесстра шие мысли». Конечно, бесстрашие цен но в том случае, когда оно имеет, так сказать, верный прицел. Оно ничего об щего не имеет с нигилизмом Полесско го, со скептическими суждениями о на: шей стране английского журналиста Кафлина. В этом смысле сама сцена спора-столкновения Арефьева с Кафли- ном весьма важна и показательна имен но для типа «идеологического» романа: в ней затрагиваются важнейшие вопросы о существе двух миров, с новой силой вырисовываются мировоззренческие ос новы образа Арефьева. При чтении второй части дилогии чув ствуешь, что желание писателя утвер дить мыслящего героя переходит подчас в одностороннюю полемическую увлечен ность. Арефьев слишком много рассуж дает и как бы временно выключается из сферы прямого действия. Исповедание веры своей в таких случаях невольно оборачивается рационализмом, рассудоч ностью, которая как-то не совсем вяжет ся с молодостью и горячностью Арефь ева. Вот собрались трое друзей — Арефь ев, Ирина Волошина, Орлов. Обстанов ка самая располагающая к свободному, откровенному разговору. Но привычка к самоконтролю сказывается у Арефьева и здесь. «Конечно, здесь не собрание,— думает Арефьев,— здесь никто не будет придираться к твоим словам, это просто дружеская беседа, но все-таки не будь легкомысленным, не отстаивай в запаль чивости то, чего вообще невозможно до казать...» К счастью, такая рассудочность и реф лексия •— не органические качества, а- лишь неловкий, неудачный мазок худож ника. В решающие минуты на строитель стве туннеля, в своих взаимоотношениях с рабочими, с Баулиным, в решении лич ных морально-этических вопросов Арефь ев выступает как цельный, словом и де лом действующий человек, как комму нист. Арефьев полюбил Светлану. Все начи налось так хорошо, так поэтично, но ге рои оказались совершенно различными по своему внутреннему складу людьми. И вот следуют мучения... Неравнодушен к Ирине Волошиной талантливый строи тель Орлов. Но — сердцу не прикажешь: Ирине нравится не Орлов, а Арефьев, в свою очередь тоскующий по Светлане... Мы не убеждены в том, что такая- «сложность» интимных отношений не обходима, хотя к ней частенько в послед нее время прибегают наши романисты. Но в романе А. Чаковского эти перипе тии раскрывают еще одну грань в харак тере героя. Любовь Арефьева к Светла не, ее уход, тяжело отозвавшийся на ге рое,— все это в сущности испытания для Андрея, проверка его теперь уже не только идейных, но и нравственных устоев. Такой же, если не большей про веркой нравственных сил героя оказы ваются его отношения с Ириной. Роман не раз сравнивали со зданием, где очень точно должны быть возведенье и соединены своды, чтобы придать всей постройке законченный, совершенный' вид. Этим сведением, завершением по стройки дилогии был озабочен и А. Ча- ковский. Сложно переплетенные сюжет ные линии автор решил соединить в по следней заключительной сцене партийно го собрания, общий смысл которого — торжество правды. Напомним, что именно перед собра нием на строительство вновь приезжает Крамов и уже не как инженер, а как представитель комиссии, расследующей- «дело» Арефьева. Здесь мы видим по чти всех ранее знакомых нам героев ди логии, и они не просто появляются, но окончательно и решительно определяют свое отношение к новаторскому замыслу Арефьева — строительству туннеля без бетонирования его, определяют свое от ношение к творческой мысли, творческо му подходу к жизни. В свете правоты действий Арефьева окончательно изобличен в заключитель ной сцене самодовольный сутяга Крамов, воздано должное Кондакову. И даже- Светлана, приехавшая из Москвы, появ ляется здесь со словами осуждения Кра- мова и своей жизни. Все становится на свои места. Своды, смыкаются. Возникает законченность по стройки. Строгость линий свойственна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2