Сибирские огни, 1961, № 2

/ ^ Н Ш О [ 0 Ю Ж Ш 1 А . X а й л о в ПРЯМАЯ ДО РО ГА то читал роман А. Чаковского * ^«Г од жизни», тот, наверное, помнит его героев: Андрея Арефьева, молодогб инженера, приехавшего на строительст­ во туннеля в Заполярье, хитрого Кра- мова, с которым Арефьев вступает в нелегкую, но успешную борьбу. Помнит читатель, конечно, и Светлану, не одо­ левшую трудностей, и тех, кто, как и Андрей, действительно душой болели за строительство,— старого рабочего Федора Агафонова, отечески вниматель­ ного к людям, человека партийной за­ калки мастера Трифонова. Прошел год жизни, трудностей, одоле­ ний. Успехи давались не легко. И, право же, повесть была прочитана с интересом, а в конце хотелось, чтобы писатель по­ временил ставить точку: с героями не хотелось расставаться. Живое чувство времени ощутимо и в первой книге дилогии, оно, собственно, и придает ей значительность, волнует чи­ тателей, но все-таки в новом романе «Дороги, которые мы выбираем» 1 дыха­ ние эпохи чувствуется еще ощутимее, еще сильнее. В период, ознаменованный XX съез­ дом КПСС, перед Андреем Арефьевым и другими ему духовно близкими героя­ ми романа возникает уже не только проб­ лема строительства, не только проблема борьбы за план с консерваторами и рутинерами, но и задачи иного порядка. 1 «Знамя», 1960, № 1, 2, 3. Мы имеем в виду обострившуюся идей­ ную борьбу со скептиками, отрицателями наших успехов, наконец, очевидными ре­ визионистами, каким изображен в рома­ не руководитель областной газеты Полес­ ский. Решительное поражение, нанесенное ходом развития самой жизни руководи- телю-рутинеру, еще не означает, что для Арефьева, Трифонова, секретаря обко­ ма Баулина наступает время, когда все делается без усилий. Сохраняет свое зна­ чение и борьба за план, только не ме­ ханическая, а осмысленная, не показная, а действительная, осознанная с подлин­ но партийных творческих позиций. В этом случае не притупляется острота столкновений, раскрывающихся уже не столько в производственной, сколько не­ посредственно в идейной плоскости. В этой борьбе, которую ведет весь партколлектив стройки, опасность пред­ ставляет не Полесский как личность — этот человек, мы чувствуем, ничтожен,— а то, что в его ревизионистских устрем­ лениях не так-то просто разобраться. Своим отравленным скептицизмом, стремлением подорвать веру рабочих в руководство строительством ему удается, пусть на короткое время, увлечь своей демагогией рабочих, дезорганизовать строительство. Даже друг Арефьева мо­ лодой инженер Орлов оказывается у не­ го на поводу. Так завязывается узел борьбы, кон­ фликт, определяющий в значительной степени и характер романа. Герои рас­ крываются не только в повседневном труде, суть их проясняется в идейных спорах и столкновениях. И, видимо, как раз поэтому в новом романе А. Чаков­ ского о жизненных дорогах такое боль­ шое место уделяется рассуждению, раз­ мышлению, диалогу. Главному герою романа — Арефьеву всего двадцать шесть лет. Это возраст,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2