Сибирские огни, 1961, № 2
/ ^ Н Ш О [ 0 Ю Ж Ш 1 А . X а й л о в ПРЯМАЯ ДО РО ГА то читал роман А. Чаковского * ^«Г од жизни», тот, наверное, помнит его героев: Андрея Арефьева, молодогб инженера, приехавшего на строительст во туннеля в Заполярье, хитрого Кра- мова, с которым Арефьев вступает в нелегкую, но успешную борьбу. Помнит читатель, конечно, и Светлану, не одо левшую трудностей, и тех, кто, как и Андрей, действительно душой болели за строительство,— старого рабочего Федора Агафонова, отечески вниматель ного к людям, человека партийной за калки мастера Трифонова. Прошел год жизни, трудностей, одоле ний. Успехи давались не легко. И, право же, повесть была прочитана с интересом, а в конце хотелось, чтобы писатель по временил ставить точку: с героями не хотелось расставаться. Живое чувство времени ощутимо и в первой книге дилогии, оно, собственно, и придает ей значительность, волнует чи тателей, но все-таки в новом романе «Дороги, которые мы выбираем» 1 дыха ние эпохи чувствуется еще ощутимее, еще сильнее. В период, ознаменованный XX съез дом КПСС, перед Андреем Арефьевым и другими ему духовно близкими героя ми романа возникает уже не только проб лема строительства, не только проблема борьбы за план с консерваторами и рутинерами, но и задачи иного порядка. 1 «Знамя», 1960, № 1, 2, 3. Мы имеем в виду обострившуюся идей ную борьбу со скептиками, отрицателями наших успехов, наконец, очевидными ре визионистами, каким изображен в рома не руководитель областной газеты Полес ский. Решительное поражение, нанесенное ходом развития самой жизни руководи- телю-рутинеру, еще не означает, что для Арефьева, Трифонова, секретаря обко ма Баулина наступает время, когда все делается без усилий. Сохраняет свое зна чение и борьба за план, только не ме ханическая, а осмысленная, не показная, а действительная, осознанная с подлин но партийных творческих позиций. В этом случае не притупляется острота столкновений, раскрывающихся уже не столько в производственной, сколько не посредственно в идейной плоскости. В этой борьбе, которую ведет весь партколлектив стройки, опасность пред ставляет не Полесский как личность — этот человек, мы чувствуем, ничтожен,— а то, что в его ревизионистских устрем лениях не так-то просто разобраться. Своим отравленным скептицизмом, стремлением подорвать веру рабочих в руководство строительством ему удается, пусть на короткое время, увлечь своей демагогией рабочих, дезорганизовать строительство. Даже друг Арефьева мо лодой инженер Орлов оказывается у не го на поводу. Так завязывается узел борьбы, кон фликт, определяющий в значительной степени и характер романа. Герои рас крываются не только в повседневном труде, суть их проясняется в идейных спорах и столкновениях. И, видимо, как раз поэтому в новом романе А. Чаков ского о жизненных дорогах такое боль шое место уделяется рассуждению, раз мышлению, диалогу. Главному герою романа — Арефьеву всего двадцать шесть лет. Это возраст,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2