Сибирские огни, 1961, № 2

великого, преобразующего мир труда. Разрабатывая эти темы, поэт всегда остается на позициях, с которых видно будущее. Жизненная перспектива не по­ кидает его. III Строгая простота стиха позволила по- ату писать не только для взрослых. Две вышедшие в Чите книжки — «В нашем доме» и «Света и пуговица» — предназ­ начены специально для самых малень­ ких: дошкольников и младших школьни­ ков. В этих стихах немало хорошего. Доб­ рая шутка, ласковое отношение к чело­ веку, свойственные савостинской поэзии, здесь сказываются особенно ярко. Поэт старается следовать традициям наиболее выдающихся создателей стихов для дет­ воры: В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова. Но традиция — не подражание. И пло- ад, когда «Токарь дядя Коля», о кото­ ром сказано: Мы домой идем с уроков, Он в пути встречает нас, — сильно напоминает знаменитого «Дядю Степу». Еще хуже, когда традиция по­ нимается неверно, когда поэт неправиль­ но усваивает опыт классиков. Книга «В нашем доме» ставит важней­ шую для современной детской литерату­ ры задачу: показать ребятам значение и красоту труда, сделать труд разных профессий в глазах ребят привлекатель­ ным, интересным, радостным. Ребенку, естественно, легче всего приблизиться к груд у взрослых через игру. Поэт об этом чнает. И говорит о работе киномеханика: Завидная работа! Не правда ли, ребята? Смотри, когда охота, Кино без всякой платы. Здесь нетрудно усмотреть следование В. Маяковскому: Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно. Но ведь у Маяковского речь в стихо­ творении «Кем быть?» ведется от имени ребенка, и потому поэт имеет право смот­ реть на труд взрослых глазами ребенка: со всею серьезностью. Савостин же го­ ворит от своего имени и, понятно, не мо­ жет быть вполне серьезным и искрен­ ним, говоря о труде с ребячьей точки зрения. Получается поза снисходительно­ го «дяденьки», которой ребята не тер. пят и от которой самому поэту приходит­ ся спешно отказываться: Он целый день кино глядит — Одно, одно, одно, А после все-таки спешит В соседний клуб... в кино. Не надо снисходительного отношения к детям. Не надо простоту подменять примитивом. Не надо менторски-поучаю- щего «взрослого» тона. Детская поэзия должна быть простой и ясной. Но она должна быть и серьезной, жизненно-прав- дивой, высоко художественной. У Н. Савостина есть хорошее стихотво­ рение об ответственности: «Как жить се­ годня я обязан?» Действительно, как? — если ...за солнце и за воздух, За ветерок, за небо в звездах. За хлеб, за свет и за тепло, Еще не видя вдоволь неба, Еще не евши вдоволь хлеба. Так много в битвах полегло. Поэт приходит к выводу: Заплачено За право жить Так дорого, Что я обязан Мгновеньем каждым дорожить! Верно сказано! Но это значит, что поэт, если он обращает свои слова не только к читателям, но и к себе самому, обязан «дорожить» каждой своей строкой, каж­ дым словом. Наличие в поэзии Н. Саво­ стина рядом с действительно хорошими стихами стихов слабых, рядом с хороши­ ми, поэтичными строками строк вялых и неточных говорит, что поэт не всегда следует собственному завету. А ведь Н. Савостин печатается уже одиннадца­ тый год. Пора ученичества кончилась. Ему, человеку определенно талантливо­ му, надлежит лучше уяснить особенности своего дарования, упорно овладевать им и совершенствовать его. Ведь им же са­ мим сказаны хорошие, правильные слова: Идущему Мир широко открыт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2