Сибирские огни, 1961, № 2
великого, преобразующего мир труда. Разрабатывая эти темы, поэт всегда остается на позициях, с которых видно будущее. Жизненная перспектива не по кидает его. III Строгая простота стиха позволила по- ату писать не только для взрослых. Две вышедшие в Чите книжки — «В нашем доме» и «Света и пуговица» — предназ начены специально для самых малень ких: дошкольников и младших школьни ков. В этих стихах немало хорошего. Доб рая шутка, ласковое отношение к чело веку, свойственные савостинской поэзии, здесь сказываются особенно ярко. Поэт старается следовать традициям наиболее выдающихся создателей стихов для дет воры: В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова. Но традиция — не подражание. И пло- ад, когда «Токарь дядя Коля», о кото ром сказано: Мы домой идем с уроков, Он в пути встречает нас, — сильно напоминает знаменитого «Дядю Степу». Еще хуже, когда традиция по нимается неверно, когда поэт неправиль но усваивает опыт классиков. Книга «В нашем доме» ставит важней шую для современной детской литерату ры задачу: показать ребятам значение и красоту труда, сделать труд разных профессий в глазах ребят привлекатель ным, интересным, радостным. Ребенку, естественно, легче всего приблизиться к груд у взрослых через игру. Поэт об этом чнает. И говорит о работе киномеханика: Завидная работа! Не правда ли, ребята? Смотри, когда охота, Кино без всякой платы. Здесь нетрудно усмотреть следование В. Маяковскому: Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно. Но ведь у Маяковского речь в стихо творении «Кем быть?» ведется от имени ребенка, и потому поэт имеет право смот реть на труд взрослых глазами ребенка: со всею серьезностью. Савостин же го ворит от своего имени и, понятно, не мо жет быть вполне серьезным и искрен ним, говоря о труде с ребячьей точки зрения. Получается поза снисходительно го «дяденьки», которой ребята не тер. пят и от которой самому поэту приходит ся спешно отказываться: Он целый день кино глядит — Одно, одно, одно, А после все-таки спешит В соседний клуб... в кино. Не надо снисходительного отношения к детям. Не надо простоту подменять примитивом. Не надо менторски-поучаю- щего «взрослого» тона. Детская поэзия должна быть простой и ясной. Но она должна быть и серьезной, жизненно-прав- дивой, высоко художественной. У Н. Савостина есть хорошее стихотво рение об ответственности: «Как жить се годня я обязан?» Действительно, как? — если ...за солнце и за воздух, За ветерок, за небо в звездах. За хлеб, за свет и за тепло, Еще не видя вдоволь неба, Еще не евши вдоволь хлеба. Так много в битвах полегло. Поэт приходит к выводу: Заплачено За право жить Так дорого, Что я обязан Мгновеньем каждым дорожить! Верно сказано! Но это значит, что поэт, если он обращает свои слова не только к читателям, но и к себе самому, обязан «дорожить» каждой своей строкой, каж дым словом. Наличие в поэзии Н. Саво стина рядом с действительно хорошими стихами стихов слабых, рядом с хороши ми, поэтичными строками строк вялых и неточных говорит, что поэт не всегда следует собственному завету. А ведь Н. Савостин печатается уже одиннадца тый год. Пора ученичества кончилась. Ему, человеку определенно талантливо му, надлежит лучше уяснить особенности своего дарования, упорно овладевать им и совершенствовать его. Ведь им же са мим сказаны хорошие, правильные слова: Идущему Мир широко открыт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2