Сибирские огни, 1961, № 2

степи с пасущимися в них табунами и отарами, да вековечная тайга с малень­ кими железнодорожными станциями, глу­ хими тропами, прячущимися в густых зарослях родниками и строящимися в прежде неприступных местах городами. Лирический герой Н. Савостина — «итель того радостного, солнечного мира, ...где у речки белеют березы, Где над водою порхают стрекозы, Где над цветами с пахучей пыльцою Ветви черемух обвисли от зноя, Где, опьянев от жары и дурмана, Бабочки дремлют на пестрых полянах, И поднимаются с грузом тяжелым С желтых ромашек усталые пчелы. Образ родного поэту края, как богатой я щедрой земли, «что утомилась от собст­ венной силы», рисуется в отдельных сти­ хах Н. Савостина зримо и впечатляюще. В стихотворении «Дальний полустанок» рассказывается о том, как на воспетой поэтом земле проводники во время ми­ нутной остановки поезда «поспешно рвут цветы», Чтоб в знак любви преподнести кому-то Хотя б частицу этой красоты. Донести до людей «хотя б частицу... красоты» Забайкалья — к этому и стре­ мится Н. Савостин. И делает он это тоже «в знак любви» к жизни, к советской стране, к людям. Эта любовь побуждает поэта щедро делиться с читателем свои­ ми думами, сомнениями, верой, опытом. Побуждает пристальней и зорче вгляды­ ваться в окружающее. Только зоркий внимательный взгляд /видит, как лето, ...выждав сроки. Изобразит лицо весны, Где будут вешние потоки Цветами все нанесены. В опубликованном в прошлом году очерке Н. Савостина «Во глубине сибир­ ских руд...» одна из главок начинается гак: «Когда-то здесь был прииск. До сих пор соханились бревенчатые избы стара­ телей. Догнивает бутара, оползают горы отвалов, навороченных на берегах ма­ ленькой речонки...» А вот начало стихотворения «Старый прииск»: Закрытый прииск. Сдавлены тайгою, Мертвы бараки. Пусто, тишина. Теперь живут в поселке только двое — Старик-зимовщик да его жена. ...Обрушились трухлявые бутары, Дряхлеют всюду печи без огня. Можно было бы подумать, что стихо- гворение написано по материалам очер­ ка, если бы оно не было опубликовано не­ сколькими годами раньше. Но дело даже ие в этом. Совпадение стихотворения и очерка кончается после первых же при­ веденных мной строк. Далее в очерке пишется: «...На северном склоне сопки и в распадке, что тянется к востоку, вид­ неются буровые вышки, вечерами там светятся огни... Поселок... родился вто­ рично». Ни в описанном факте, ни в ха­ рактере его осмысления нет, конечно, ни­ чего нового или удивительного. Жизнь наша всюду идет вперед, и старое моло­ деет, — это закон. Но в стихотворении речь идет о заброшенном, о с т а в л е н ­ н о м л ю д ь м и п о с е л к е . В иное вре­ мя и в иной стране, случись такое, вид поселка с догнивающими бараками на­ вел бы поэта на грустные размышления. Савостин же и в таком, казалось бы, уж вовсе не характерном в целом для нашей страны факте, умеет заметить проявле­ ние з а к о н о м е р н о с т и нашего дви­ жения. Поселок не вызывает грусти по­ эта, ибо Он как рубеж, оставленный войсками. Когда они продвинулись вперед. А чтобы в этом ни у кого не оставалось сомнения, автор находит верную и убе­ дительную деталь: И по гудку за дальними хребтами Старик-зимовщик время узнает. Так зоркий глаз поэта видит порой даль­ ше и больше, чем глаз очеркиста, хотя бы поэт и очеркист были одно и то же лицо. Лирик по природе своего дарования, Н. Савостин больше говорит от имени своего лирического героя — нашего со­ временника, творца и хозяина нового об­ щества. Моя таежная Пальмира, Кривая улочка в лесу Милей мне всех проспектов мира: Я сам создал ее красу! — в этих гордых и искренних словах слы­ шен голос поколения. Но и говоря о людях в эпической ма­ нере, поэт подчас остается на высоте своих достижений в лирическом раскры­ тии характеров. Сколько стихов уже бы­ ло напечатано и забыто с подобными на­ званиями: «Каменщик», «Чабан», «Шо­ феры»! Н. Савостин в таких стихах умеет находить свой «поворот» темы, что поз­ воляет ему избежать шаблона. Так ка­ менщик, вовсе неприметный на крыше сложенного им огромного дома, напоми­ нает поэту человека, стоящего на пьеде­ стале воздвигнутого при жизни памят­ ника скромным труженикам-строителям. «Дальний полустанок», изображаемый поэтом, вовсе не является местом, стоя­ щим в стороне от нашей кипучей совре­ менности. В конце концов тема поэта лишь косвенно связана с жизненным ма­ териалом, а идеи, им проповедуемые, — с темой. На близком и хорошо знакомом ему материале «дальнего полустанка» Н. Савостин поднимает важнейшие темы патриотизма, ответственности человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2