Сибирские огни, 1961, № 2
степи с пасущимися в них табунами и отарами, да вековечная тайга с малень кими железнодорожными станциями, глу хими тропами, прячущимися в густых зарослях родниками и строящимися в прежде неприступных местах городами. Лирический герой Н. Савостина — «итель того радостного, солнечного мира, ...где у речки белеют березы, Где над водою порхают стрекозы, Где над цветами с пахучей пыльцою Ветви черемух обвисли от зноя, Где, опьянев от жары и дурмана, Бабочки дремлют на пестрых полянах, И поднимаются с грузом тяжелым С желтых ромашек усталые пчелы. Образ родного поэту края, как богатой я щедрой земли, «что утомилась от собст венной силы», рисуется в отдельных сти хах Н. Савостина зримо и впечатляюще. В стихотворении «Дальний полустанок» рассказывается о том, как на воспетой поэтом земле проводники во время ми нутной остановки поезда «поспешно рвут цветы», Чтоб в знак любви преподнести кому-то Хотя б частицу этой красоты. Донести до людей «хотя б частицу... красоты» Забайкалья — к этому и стре мится Н. Савостин. И делает он это тоже «в знак любви» к жизни, к советской стране, к людям. Эта любовь побуждает поэта щедро делиться с читателем свои ми думами, сомнениями, верой, опытом. Побуждает пристальней и зорче вгляды ваться в окружающее. Только зоркий внимательный взгляд /видит, как лето, ...выждав сроки. Изобразит лицо весны, Где будут вешние потоки Цветами все нанесены. В опубликованном в прошлом году очерке Н. Савостина «Во глубине сибир ских руд...» одна из главок начинается гак: «Когда-то здесь был прииск. До сих пор соханились бревенчатые избы стара телей. Догнивает бутара, оползают горы отвалов, навороченных на берегах ма ленькой речонки...» А вот начало стихотворения «Старый прииск»: Закрытый прииск. Сдавлены тайгою, Мертвы бараки. Пусто, тишина. Теперь живут в поселке только двое — Старик-зимовщик да его жена. ...Обрушились трухлявые бутары, Дряхлеют всюду печи без огня. Можно было бы подумать, что стихо- гворение написано по материалам очер ка, если бы оно не было опубликовано не сколькими годами раньше. Но дело даже ие в этом. Совпадение стихотворения и очерка кончается после первых же при веденных мной строк. Далее в очерке пишется: «...На северном склоне сопки и в распадке, что тянется к востоку, вид неются буровые вышки, вечерами там светятся огни... Поселок... родился вто рично». Ни в описанном факте, ни в ха рактере его осмысления нет, конечно, ни чего нового или удивительного. Жизнь наша всюду идет вперед, и старое моло деет, — это закон. Но в стихотворении речь идет о заброшенном, о с т а в л е н н о м л ю д ь м и п о с е л к е . В иное вре мя и в иной стране, случись такое, вид поселка с догнивающими бараками на вел бы поэта на грустные размышления. Савостин же и в таком, казалось бы, уж вовсе не характерном в целом для нашей страны факте, умеет заметить проявле ние з а к о н о м е р н о с т и нашего дви жения. Поселок не вызывает грусти по эта, ибо Он как рубеж, оставленный войсками. Когда они продвинулись вперед. А чтобы в этом ни у кого не оставалось сомнения, автор находит верную и убе дительную деталь: И по гудку за дальними хребтами Старик-зимовщик время узнает. Так зоркий глаз поэта видит порой даль ше и больше, чем глаз очеркиста, хотя бы поэт и очеркист были одно и то же лицо. Лирик по природе своего дарования, Н. Савостин больше говорит от имени своего лирического героя — нашего со временника, творца и хозяина нового об щества. Моя таежная Пальмира, Кривая улочка в лесу Милей мне всех проспектов мира: Я сам создал ее красу! — в этих гордых и искренних словах слы шен голос поколения. Но и говоря о людях в эпической ма нере, поэт подчас остается на высоте своих достижений в лирическом раскры тии характеров. Сколько стихов уже бы ло напечатано и забыто с подобными на званиями: «Каменщик», «Чабан», «Шо феры»! Н. Савостин в таких стихах умеет находить свой «поворот» темы, что поз воляет ему избежать шаблона. Так ка менщик, вовсе неприметный на крыше сложенного им огромного дома, напоми нает поэту человека, стоящего на пьеде стале воздвигнутого при жизни памят ника скромным труженикам-строителям. «Дальний полустанок», изображаемый поэтом, вовсе не является местом, стоя щим в стороне от нашей кипучей совре менности. В конце концов тема поэта лишь косвенно связана с жизненным ма териалом, а идеи, им проповедуемые, — с темой. На близком и хорошо знакомом ему материале «дальнего полустанка» Н. Савостин поднимает важнейшие темы патриотизма, ответственности человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2