Сибирские огни, 1961, № 2
Видит ли поэт печальную картину лесно го пожарища, — он замечает пробиваю щуюся сквозь пепел свежую зелень бу дущего дерева, и мысль о всесилии жиз ни, о ее конечной победе над смертью возникает в его сознании: Какая сила у огня! А вот листочек тощий Уже проклюнулся из пня Для новой буйной рощи. («Пожарище») Описывает ли он родник, неумолимо пробивающийся из земли в глухой таеж ной крепи, — с этим описанием органи чески сливается мысль поэта о благород ной полезности даже самого скромного труда: Как труженик усердный, кроткий, Работает он в меру сил... В нем золотые самородки На дне таежник находил. Проникнуты большой — пусть не всег да новой, но непременно по-новому вы раженной — мыслью и многие другие стихи Н. Савостина: «Дальний полуста нок», «Ты с детства будущим живешь», «Отец», «Газета, как жизнь, — не про ста и не гладка», «Как жить сегодня я обязан?», «Баллада о немой музыке», «Классически прекрасное лицо», «Ча бан», «Зависть», «Двенадцать гробов щиков», «Пятно на доске почета»... Однако не всегда у Н. Савостина логи ческая мысль органично в р а с т а е т в поэтический образ и, сливаясь с ним, ста новится мыслью поэтической. Есть у по эта и другие стихи, где логическая мысль существует как бы независимо от обра за, торчит из него, словно палочка из шашлыка. В результате читателю пред лагается рифмованная сентенция, давно известная ему общая мысль — не боль ше. Таково, например, стихотворение «В библиотеке» — бледная иллюстрация на тему о том, что ныне и чабаны, если они являются передовиками производст ва, пишут книги. Описательны, схема тичны стихотворения «Неутомимо дни бегут», «Анкета», «Тебя привлекает вит рина», «Зимовье», «Четвертая страни ца», включенная поэтом (видимо потому, что ее в свое время опубликовал «Октябрь») в оба,изданных им сборника. Когда Мысль не вырастает из образа, а, напротив, поэт старается подыскать для нее «образное» выражение, получает ся искусственность, в целом поэзии Н. Савостина не свойственная. Стихотво рение «Скованы железом и печалью» по священо людям, которые, отправляясь в прежнее, дореволюционное время на си бирскую каторгу, несли с собой в дикие края законы высокой человечности, теп ло души, свет разума. Но что об этом мо гут сказать слова: Шли здесь люди в ледяные дали И сердцами солнце согревали. Сколько здесь сердец таких томилось, Сколько здесь сердец испепелилось. Разве вскрывают эти слова хоть сколь- ко-нибудь глубину подвига, скажем, тех же декабристов, обучавших забайкаль ских бурятов земледёлию, устраивавших школы и даже (в условиях-то каторги и ссылки!) разведывавших богатства недр края? И уже совсем странной представ ляется заключающая стихи «догадка» автора: Может, потому оно такое — Солнце в Забайкалье золотое... Что касается солнца — поэту могут серьезно возразить: а где оно не «золо тое»? Но даже если автор хотел здесь прибегнуть к условности, то ведь и ее не получилось. Иносказание всегда можно понять и истолковать. В данном случае сделать это невозможно. Встречаются среди написанного Н. Са- востиным и стихи, вообще лишенные сколько-нибудь значительной мысли: «Уж снег подтаял...», «Замерз луны кривой осколок», «Ненастье», «Март». Послед нее имеет всего четыре строки: Мешаясь с солнцем, снег идет все дни — То вдруг припустит, то посыплет тише. Смеется солнце. Крики ребятни. Веселый гомон воробьев под крышей. Подобные стихи мог написать и чело век, не претендующий быть поэтом. Даже в «нехитрой» пейзажной зарисовке заряд мысли и чувства должен быть больше, чем объем самого стихотворения: иначе оно «не выстрелит». Здесь же сказано не более того, что сказано. Стихотворе ние не вызывает никаких ассоциаций, не волнует, не заставляет думать. Иному поэту, искусно умеющему скрыть отсутст вие мысли многоцветным фейерверком «небывалых» рифм и словочетаний, по рой и удается в подобном случае «про вести» читателя. Но Н. Савостин не умеет, подобно тургеневскому Аркадию Кирсанову, «говорить красиво». Хоро шее у него, действительно, выглядит хо рошим, плохое — плохим. Н. Савостив поэт мысли, но не чувства, художник, который интересен не столько своими красками, — палитра у него не бога та, — сколько мысленным постижением существа вещей. Вот почему, будучи лишен большой и оригинальной мысли, стих Н. Савостина сразу блекнет и зады хается. II Хотя сам поэт и проживает в Чите — быстро растущем промышленном центре Забайкалья, — муза его обитает в местах малообжитых и, как правило, отдален ных. Не случайно название первой кни ги Н. Савостина — «Дальний полуста нок». «Интерьеры» большинства произ ведений поэта — знойные солончаковые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2