Сибирские огни, 1961, № 2
и. мотяшов „Идущему мир широко открыт“ I Человеку, впервые попадающему в Забайкалье, скромная, неброская краса этого края раскрывается не сразу. Пона чалу и приземистые синеющие сопки ка жутся неинтересными, и тайга на них вроде не тайга, а так — какие-то кусти ки да чахлые деревца, и степь слишком пустынная, знойная, пыльная... И надо подняться в горы, пройти пешком по сте пи, грудью раздвигая буйные травяные волны, пересечь на пароме либо на лод ке хоть одну из многоводных, стреми тельных, удивительно чистых рек, чтобы разглядеть все вблизи, восхититься и полюбить. Стихи забайкальского поэта Николая Савостина напоминают его родину. Ли шенные показного блеска, необыкновен ных метафор, затейливых сравнений, ди ковинных рифм, они привлекают не вдруг. Тем более, что излюбленные жан ры и формы поэта подчеркнуто тради- ционны: сонет, четверостишие, повесть в стихах. Но подобно тому, как в Забай калье брошенный не из окна вагона или городской гостиницы взгляд различает и лиловую кипень весеннего багульника, и брошенный в летнюю степь фейерверк алых и сиреневых саранок, золотых ли лий, огненных маков, пестрых «венери ных башмачков», — подобно этому, вни мательно вчитываясь в стихи Н. Саво стина, обнаруживаешь за простотой и не притязательностью скромных на вид строк золотые крупицы истинной поэзии, четкие следы незаурядного и своеобраз ного дарования. Самое главное, что привлекает в сти хах Н. Савостина, — м ы с л ь . Мысль беспокойная, ищущая. Мысль, по-своему понятая и высказанная. Мысль важная и плодотворная. Сколько встретил дорог и тропинок в тайге я! А ведь кто-то в них первым оставил свой след. Кто-то первым прошел эту глушь, не робея. И за это кукушками только воспет. Как и в жизни, законы таежные строги. Как и в жизни, здесь правильный путь — не любой. Здесь, ходи не ходи, не родиться дороге, Коль никто по следам не пойдет за тобой. Обычное, примелькавшееся жизненное явление — тропинка в тайге — дает тол чок раздумьям поэта. И так в результа те рождается образная, поэтически вы раженная мысль о правомерности и целе сообразности лишь того пути, по которо му за тобой пойдут и другие. Заставляет поэта задуматься и древнее изваяние Будды, стоящего на берегу прорытого в степи канала. В степи скалу поставил кто-то. Изображающую Будду. Соль, как от высохшего пота. Белеет пятнами повсюду. И с удивленьем смотрит идол. Как воды в степь идут каналом. Он Чингис-хана, может, видел. Но воду... Воду не видал он. Сравнение солончаков со следами вы сохшего пота вызывает в представлении читателя образ степи, иссушенной зноем, измученной жаждой. И это единствен ное, притом совершенно оправданное, даже необходимое употребление т р о п а . Оно подкрепляет исключительно простой, конкретный образ каменного Будды, впервые на своем долгом веку увидевше го пришедшую в степь воду. Изумленное каменное лицо идола убедительнее десят ков статей и информаций говорит о гран диозной необычайности совершаемых в нашей стране деяний. Каждое явление жизни людей и при роды, каждый факт, на которые падает взгляд автора, становятся носителями образной мысли о советских людях, о их борьбе, о строительстве нового мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2