Сибирские огни, 1961, № 2
приносить свою скромную пользу лю дям. «Не всем же иметь необыкновен ную судьбу, какой щедро награждаются герои романов... Вступай в свое буду щее и живи достойно, ты — единица из сотен миллионов, человек своей страны, своего народа!» Это уже голос самого автора. Впрочем, авторский голос очень отчетливо звучит и в других местах, придавая произведению публицистиче скую окраску, во многом определяя весь его эмоциональный строй. Те события, о которых рассказано в первой части, — лишь начало серьезных испытаний, выпавших на долю Бирюко ва. Кончилась юность с ее благородны ми, но незрелыми мёчтаниями, наступи ла пора зрелости. С этого момента чита тель и начинает с напряжением следить: «Как же ты обнаружишь себя, Андрей Бирюков, не растеряешь ли то драго ценное, что есть у тебя?» Новое поприще Андрея началось в от даленном от культурных центров селе Загарье. Разные люди окружают его здесь. Вначале Бирюков благоговеет и перед директором школы Степаном Ар темовичем, который представляется ему чем-то вроде патриарха среди местных педагогов, и перед остальными своими коллегами. Но Бирюков и здесь сохра нил присущий ему дух беспокойства. Че рез некоторое время ему стало казаться, что и он и его товарищи по работе жи вут старым, идут по протоптанной до рожке. Снова начались сомнения, коле бания, вопросы, обращенные к самому себе: «Так ли ты живешь? Все ли сде лал, что можно и нужно?» Чтобы понять заключительные слова автора о «счастливом кресте» Бирюкова, нужно разобраться в том конфликте, ко торый составляет зерно романа. На пя тый-год после своего приезда в село Ан дрей вдруг почувствовал, что его спо койствие является просто самоуспоко енностью, что живет он не так, как со бирался жить. «Я вошел в институт, — вспоминает он, — с копной густых во лос и с растерянностью в душе. Вышел из него, когда волосы чуть поредели... а вместо растерянности — покойная до равнодушия уверенность: все пойдет как нужно». Но одно и то же может быть нормальным и нужным для жены Бирю кова, ограниченной мещаночки, и безра достным и тусклым — для самого Би рюкова. Работа не давала ему мораль ного удовлетворения, а забота о личном благополучии не могла стать целью его жизни. Наступил духовный кризис. Меч та о яркой и осмысленной жизни всту пила в противоречие с «прозой», текуч кой. Конфликт является не только вне шним, как увидели некоторые критики романа, это, прежде всего, внутренний, глубинный конфликт, борение в созна нии героя романа двух начал: творческо го, созидательного и обывательского. От первого тянутся невидимые, но крепкие нити к юношескому романтизму, второе подкрепляется некоторыми внешними об стоятельствами жизни Бирюкова. Эти внешние обстоятельства заключаются в том, что Бирюков оказался в окружении таких людей, как Тоня, Акиндин Акин- динович, Степан Артемьевич Хрустов. Тихой, умиротворенной и ограничен ной жизнью живет Акиндин Акиндино- вич. В устройство домашнего очага он вкладывает гораздо больше увлечения и деловитости, чем во все остальное. Толь ко что приехавший в село Бирюков с умилением смотрел на все его хлопоты вокруг домашней живности, пока ему не стало, наконец, нестерпимо скучно. Директор школы Хрустов — это чело век покрупнее. Солидный жизненный опыт, ум, педагогическая сноровка, вла стный и крутой характер. Его боятся и уважают, с ним считаются. Степан Ар темович преисполнен сознанием собст венного достоинства: тысячи и тысячи птенцов разлетелись во все стороны из его гнезда. Когда-то и он приносил ощу тимую пользу, однако давно уже остано вился в своем духовном развитии. Он решил: все, что можно было, уже сдела но, молодежи остается лишь повторить его собственный опыт. Ему неприятны все беспокойные, вроде Бирюкова. На какое-то время и у Бирюкова «бе гущий день» стал отождествляться лишь с заботой о собственном покое. Тем тре вожнее были последовавшие раздумья. Он стал искать у других того, чего не хватало ему самому,— страсти, увлечен ности. Долгие ночи, проведенные за чте нием педагогических трудов, отточили его пытливую острую мысль. Вся вторая половина романа посвящена педагоги ческим экспериментам Бирюкова и его борьбе со школьными рутинерами. Здесь много длиннот, да и опыт его еще не продуман во всех деталях, весьма уяз вим, но автору удалось показать главное: Бирюков нашел себя, обрел внутреннюю гармонию... Мечта Андрея стать хоро шим художником не осуществилась, это придает его размышлениям некоторую элегичность, — но жребий его все же является счастливым, так как жизнь его согрета огнем творчества. Яснее становится для нас Бирюков в сопоставлении с его женой Тоней. Эво люция ее в романе не лишена инте реса. Вначале — это бойкая и непосред ственная девушка, трудолюбивая сту дентка, подолгу сидевшая над конспек тами. Впоследствии она — домовитая хозяйка, обожающая уют. Все больше и больше погружается она в интересы сво его маленького мирка и становится глу ха ко всему остальному. Бирюков и То ня почти не разговаривают между собой —им ир о чем говорить. < —Тоня,— окликнул я ,— ты , до вольна работой? — А что? — отозвалась она, не пово рачивая головы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2