Сибирские огни, 1961, № 2
л. клитко »Бегущий день“ Андрея Бирюкова Разнообразны литературные вкусы, как и сами читатели. Появился свежий номер «толстого» журнала, его начинают читать различные люди. Одним понрави лось, другим — нет. Проходит время,, возникают споры, сравнения. Всеобщий глас читательский одно одобряет, ставит на первое место, другое весьма не дву смысленно отодвигает в сторону. Тут-то и задаешь вопрос: почему? Почему этот писатель затронул многих, а тот — почти никого? И стремление найти ответ начи нает казаться более важным, чем простое «понравилось» или «не понравилось». Какие книги запоминает читатель? Те, в которых поставлены серьезные вопро сы, в которых герои крупно чувствуют и мыслят. Беда некоторых гладко написан ных произведений последнего времени именно в том, что слишком велик разрыв между бурным потоком окружающей дей ствительности с ее стремительными рит мами и замедленным, протокольно-созер цательным ее изображением. Очерк, пуб лицистика все решительнее вторгается во владения романа и повести. И это знаменательно. Каждый день несет с со бой что-то новое: политические события мирового Масштаба, изумляющие успехи науки, творческий труд миллионов и т. п. Все это надо осмыслить, взвесить, запом нить. Но когда герои произведения на со временную тему не помогают в этом чи тателю, когда на них мало или совсем не отражается время и то, что волнует всех, читатель остается холоден. Говорят, что в современной прозе от пала такая односторонность. В том-то и дело, что события все еще часто засло няют героев, и надо немало потрудить ся, чтобы извлечь героя из-под груды этих событий, превращающих его в су щество расплывчатое и аморфное. Роман В. Тендрякова «За бегущим днем», недавно вышедший отдельным из данием, примечателен тем, что автор в нем все внимание сосредоточил на фор мировании внутреннего «я» нашего со временника, его отношении к миру и лю дям. И форма исповеди, избранная писа телем, вполне отвечает замыслу романа. Перед нами юность и зрелость сель ского учителя Андрея Бирюкова. Но со держание романа гораздо шире — здесь и философские вопросы жизни, и размы шления о времени и искусстве, педаго гические и этические проблемы. В. Тен дряков внимательно прослеживает эволюцию своего героя. Молодость Андрея началась в окопах вой ны. Затем он столкнулся (по добно тысячам своих сверстников) с не обходимостью выбора мирной профес сии, определения своего места в жизни. Как жить дальше? И здесь сразу обна руживается характернейшая черта Би рюкова — стремление предъявлять се бе самые высокие требования. Не просто профессия, а такая, которая бы захвати ла всего. Бирюков решает стать худож ником, потому что с детства чувствует влечение к живописи. С подкупающим лиризмом и добродушной улыбкой рас сказывает автор об этом периоде в жиз ни своего героя. Тут и крылатые на дежды, и сомнения, и радость, и горечь. С художественной точки зрения, это, по жалуй, лучшие страницы романа. До вольно скоро Бирюков убедился, что ху дожник из него не получится: 'одного влечения к искусству мало, нужен та лант. Он решительно и круто расстается со своей большой мечтой, он не хочет быть серым ремесленником, работающим ради денег. Вскоре мы его застаем в ро ли скромного сельского учителя. Уже в первой части романа вырисовы ваются некоторые существенные черты Бирюкова. Это человек с богатым внут ренним миром и сильной волей. Неуда ча его не сломила, но закалила. Он хо чет теперь жить, как все, трудиться, 12. «Сибирские огни» Л'? 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2