Сибирские огни, 1961, № 2

л. клитко »Бегущий день“ Андрея Бирюкова Разнообразны литературные вкусы, как и сами читатели. Появился свежий номер «толстого» журнала, его начинают читать различные люди. Одним понрави­ лось, другим — нет. Проходит время,, возникают споры, сравнения. Всеобщий глас читательский одно одобряет, ставит на первое место, другое весьма не дву­ смысленно отодвигает в сторону. Тут-то и задаешь вопрос: почему? Почему этот писатель затронул многих, а тот — почти никого? И стремление найти ответ начи­ нает казаться более важным, чем простое «понравилось» или «не понравилось». Какие книги запоминает читатель? Те, в которых поставлены серьезные вопро­ сы, в которых герои крупно чувствуют и мыслят. Беда некоторых гладко написан­ ных произведений последнего времени именно в том, что слишком велик разрыв между бурным потоком окружающей дей­ ствительности с ее стремительными рит­ мами и замедленным, протокольно-созер­ цательным ее изображением. Очерк, пуб­ лицистика все решительнее вторгается во владения романа и повести. И это знаменательно. Каждый день несет с со­ бой что-то новое: политические события мирового Масштаба, изумляющие успехи науки, творческий труд миллионов и т. п. Все это надо осмыслить, взвесить, запом­ нить. Но когда герои произведения на со­ временную тему не помогают в этом чи­ тателю, когда на них мало или совсем не отражается время и то, что волнует всех, читатель остается холоден. Говорят, что в современной прозе от­ пала такая односторонность. В том-то и дело, что события все еще часто засло­ няют героев, и надо немало потрудить­ ся, чтобы извлечь героя из-под груды этих событий, превращающих его в су­ щество расплывчатое и аморфное. Роман В. Тендрякова «За бегущим днем», недавно вышедший отдельным из­ данием, примечателен тем, что автор в нем все внимание сосредоточил на фор­ мировании внутреннего «я» нашего со­ временника, его отношении к миру и лю­ дям. И форма исповеди, избранная писа­ телем, вполне отвечает замыслу романа. Перед нами юность и зрелость сель­ ского учителя Андрея Бирюкова. Но со­ держание романа гораздо шире — здесь и философские вопросы жизни, и размы­ шления о времени и искусстве, педаго­ гические и этические проблемы. В. Тен­ дряков внимательно прослеживает эволюцию своего героя. Молодость Андрея началась в окопах вой­ ны. Затем он столкнулся (по­ добно тысячам своих сверстников) с не­ обходимостью выбора мирной профес­ сии, определения своего места в жизни. Как жить дальше? И здесь сразу обна­ руживается характернейшая черта Би­ рюкова — стремление предъявлять се­ бе самые высокие требования. Не просто профессия, а такая, которая бы захвати­ ла всего. Бирюков решает стать худож­ ником, потому что с детства чувствует влечение к живописи. С подкупающим лиризмом и добродушной улыбкой рас­ сказывает автор об этом периоде в жиз­ ни своего героя. Тут и крылатые на­ дежды, и сомнения, и радость, и горечь. С художественной точки зрения, это, по­ жалуй, лучшие страницы романа. До­ вольно скоро Бирюков убедился, что ху­ дожник из него не получится: 'одного влечения к искусству мало, нужен та­ лант. Он решительно и круто расстается со своей большой мечтой, он не хочет быть серым ремесленником, работающим ради денег. Вскоре мы его застаем в ро­ ли скромного сельского учителя. Уже в первой части романа вырисовы­ ваются некоторые существенные черты Бирюкова. Это человек с богатым внут­ ренним миром и сильной волей. Неуда­ ча его не сломила, но закалила. Он хо­ чет теперь жить, как все, трудиться, 12. «Сибирские огни» Л'? 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2