Сибирские огни, 1961, № 2
уровнем англичан, третьи — самими фильмами, которые кажутся им чересчур «роскошными» по сравнению с теми условиями, в которых живут люди». Но синерама по-прежнему пользуется огромнейшим успехом, несмотря на очень высокие цены. В чем же дело? Судя по всему, в том, что синерама все еще считается новинкой. Идет всего лишь третья программа. По довольно крутой лестнице подымаемся в ложу. Она — рядом с бельэта жем. Зал мрачный. Темные стены. Темный потолок. Освещение приглушенное. На полах — темно-красные ковры. И мебель обтянута темно-красным бархатом. Вен тиляция плохая. Пахнет табачным дымом, пропитавшим все насквозь. Смотрим вниз. Ковер усыпан окурками. В английские кинотеатры, по дурному американскому примеру, можно вхо дить в любое время сеанса, смотреть сначала конец картины, а затем — ее начало. Можно сидеть до полуночи и без конца дымить сигаретами, как в самом плохом баре. В синераме пока что срблюдаются сеансы: никто не входит и не выходит. Но курят очень многие. Душно. Колышутся тучи дыма. В той же газете «Обсервер» говорилось: «если владелец кинотеатра хочет получить от него прибыль, он должен быть готов превратить его в. лавку по про даже мороженого». Вот и по залу синерамы идут продавщицы мороженого: ешь. кури, невзирая на то, что этим раздражаешь соседа! Картина называется «Семь чудес света». Ее первые кадры посвящены чудес ным сооружениям древности: тут и Акрополь, и висячие сады Семирамиды, и Ро досский Колосс... Затем действие переносится в США, оттуда отправляются путе шественники с особой миссией на Восток. Они летят на самолете. И все это снято для того, чтобы простодушный зритель счел США за «восьмое чудо мира». Новая программа со стороны техники съемки значительно лучше той, которую мне довелось видеть в 1956 году в Париже. Синерама совершенствуется. Если кадры сняты с автомобиля, мчащегося по улице города, то вы почувствуете себя на этом автомобиле. Если снято с самолета, то зрителей, страдающих «морской болезнью», может укачать. Отлично запечатлено все наиболее красочное из того, что встречается в природе, особенно в южных широтах — и моря, и тропические леса, и водопады, и снежные вершины, и пестрые восточные города, и многоты сячные религиозные шествия, и пляски африканцев. Прекрасно снят с воздуха Ниагарский водопад. Краски так впечатляют, что даже у критически настроенных зрителей невольно вырываются возгласы: — Отлично! Но каково содержание картины? Какие идеи пытаются навязать зрителям американские буржуазные кинопродюсеры? Вот самолет США приземляется в Японии, где-то недалеко от горы Фудзи яма. По трапу спускаются сытые и самодовольные американские солдаты. Рисуясь перед встречными, они идут в парк, там кормят козочек галетами. Прибегают японские дети. Солдаты угощаЮт их конфетами, гладят по головкам, берут на ру ки. Появляются гейши и начинают танцевать вокруг молодых гостей. Наступает час отлета. Гейши провожают заокеанских «благодетелей» до трапа. Дети низко и подобострастно кланяются им. Машут руками. Нарочито грустят перед объекти вом: добрые дяди улетели! Какая беспардонная ложь! В действительности же. американские империали сты чувствуют себя в Японии, как на вулкане. Японский народ все решительнее и решительнее протестует против американских войск, расположившихся на островах, будто в своем новом штате. После отлета из Японии хвастливые культуртрегеры появятся где-то в дру гом месте, среди «туземцев», которые обитают возле очередной американской военной базы, разместившейся на отнятой земле. Янки, по этой лживой картине, стремятся «осчастливить» мир! Африка. Пляски «дикарей». Кто старается приобщить их к культуре? «Про свещенные колонизаторы»,— спешат ответить буржуазные кинодельцы. Вот рядом с вождем чернокожего племени сидит один из культуртрегеров, в белом кителе, в пробковом шлеме. Э т о— «советник» местного вождя, а точнее — представитель колонизаторов, захвативших чужие земли и поработивших народ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2