Сибирские огни, 1961, № 2

уровнем англичан, третьи — самими фильмами, которые кажутся им чересчур «роскошными» по сравнению с теми условиями, в которых живут люди». Но синерама по-прежнему пользуется огромнейшим успехом, несмотря на очень высокие цены. В чем же дело? Судя по всему, в том, что синерама все еще считается новинкой. Идет всего лишь третья программа. По довольно крутой лестнице подымаемся в ложу. Она — рядом с бельэта­ жем. Зал мрачный. Темные стены. Темный потолок. Освещение приглушенное. На полах — темно-красные ковры. И мебель обтянута темно-красным бархатом. Вен­ тиляция плохая. Пахнет табачным дымом, пропитавшим все насквозь. Смотрим вниз. Ковер усыпан окурками. В английские кинотеатры, по дурному американскому примеру, можно вхо­ дить в любое время сеанса, смотреть сначала конец картины, а затем — ее начало. Можно сидеть до полуночи и без конца дымить сигаретами, как в самом плохом баре. В синераме пока что срблюдаются сеансы: никто не входит и не выходит. Но курят очень многие. Душно. Колышутся тучи дыма. В той же газете «Обсервер» говорилось: «если владелец кинотеатра хочет получить от него прибыль, он должен быть готов превратить его в. лавку по про­ даже мороженого». Вот и по залу синерамы идут продавщицы мороженого: ешь. кури, невзирая на то, что этим раздражаешь соседа! Картина называется «Семь чудес света». Ее первые кадры посвящены чудес­ ным сооружениям древности: тут и Акрополь, и висячие сады Семирамиды, и Ро­ досский Колосс... Затем действие переносится в США, оттуда отправляются путе­ шественники с особой миссией на Восток. Они летят на самолете. И все это снято для того, чтобы простодушный зритель счел США за «восьмое чудо мира». Новая программа со стороны техники съемки значительно лучше той, которую мне довелось видеть в 1956 году в Париже. Синерама совершенствуется. Если кадры сняты с автомобиля, мчащегося по улице города, то вы почувствуете себя на этом автомобиле. Если снято с самолета, то зрителей, страдающих «морской болезнью», может укачать. Отлично запечатлено все наиболее красочное из того, что встречается в природе, особенно в южных широтах — и моря, и тропические леса, и водопады, и снежные вершины, и пестрые восточные города, и многоты­ сячные религиозные шествия, и пляски африканцев. Прекрасно снят с воздуха Ниагарский водопад. Краски так впечатляют, что даже у критически настроенных зрителей невольно вырываются возгласы: — Отлично! Но каково содержание картины? Какие идеи пытаются навязать зрителям американские буржуазные кинопродюсеры? Вот самолет США приземляется в Японии, где-то недалеко от горы Фудзи­ яма. По трапу спускаются сытые и самодовольные американские солдаты. Рисуясь перед встречными, они идут в парк, там кормят козочек галетами. Прибегают японские дети. Солдаты угощаЮт их конфетами, гладят по головкам, берут на ру­ ки. Появляются гейши и начинают танцевать вокруг молодых гостей. Наступает час отлета. Гейши провожают заокеанских «благодетелей» до трапа. Дети низко и подобострастно кланяются им. Машут руками. Нарочито грустят перед объекти­ вом: добрые дяди улетели! Какая беспардонная ложь! В действительности же. американские империали­ сты чувствуют себя в Японии, как на вулкане. Японский народ все решительнее и решительнее протестует против американских войск, расположившихся на островах, будто в своем новом штате. После отлета из Японии хвастливые культуртрегеры появятся где-то в дру­ гом месте, среди «туземцев», которые обитают возле очередной американской военной базы, разместившейся на отнятой земле. Янки, по этой лживой картине, стремятся «осчастливить» мир! Африка. Пляски «дикарей». Кто старается приобщить их к культуре? «Про­ свещенные колонизаторы»,— спешат ответить буржуазные кинодельцы. Вот рядом с вождем чернокожего племени сидит один из культуртрегеров, в белом кителе, в пробковом шлеме. Э т о— «советник» местного вождя, а точнее — представитель колонизаторов, захвативших чужие земли и поработивших народ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2