Сибирские огни, 1961, № 2
На следующей день утренние часы мы провели на мотоциклетном заводе, расположенном в восточной части Лондона. Завод небольшой: на нем занято всего лишь 1200 рабочих и 40 служащих в конторе и конструкторском бюро. Нас встретил заведующий отделом рекламы, приветливый молодой человек. С ним был фотограф. В очередных листовках и прейскурантах фирмы появятся рекламные фотоснимки с такой, примерно, подписью: «Советские туристы живо интересуются нашими мотоциклами». Для этого хозяева выведут новенькую маши ну на улицу, попросят гостей встать поближе, а молодого парня — сесть на место водителя. Они будут уговаривать, чтобы одна из девушек заняла место пассажир ки. Выберут самую красивую гостью. Все жители ближайших домов соберутся вокруг, запрудят собою улицу. Им ведь интересно взглянуть на приезжих из Со ветского Союза. И вся эта толпа тоже будет сфотографирована для рекламы... Так оно и случилось впоследствии. А пока что нас пригласили пройти на второй этаж, в маленькую столовую. Через большое открытое окно в боковой стене была видна кухня. Оттуда вышли две женщины в белых передниках: мило и сердечно улыбаясь, поздоровались: — Гуд морнинг! Они поставили на стол тарелки с сэндвичами, налили по чашке чая. Завязалась беседа. Заведующий рекламой рассказал об оплачиваемых отпус ках, о том, что при заводе имеется маленькая амбулатория для оказания первой медицинской помощи. Большинство рабочих, по его словам, любители спорта. Они и нанялись-то сюда будто бы только потому, что им нравятся мотоциклы. Уже началась реклама! — На других предприятиях они, может быть, получали бы больше. У нас на заводе средний заработок в неделю — тринадцать фунтов. Так ли это? Мы ждали подтверждений. Фотограф, взгромоздившись на какую-то тумбу, сделал первые снимки. И на ши фотолюбители тоже не пропустили возможности запечатлеть чаепитие на ан глийском заводе. Той порой пришел управляющий — мистер Скотт, очень высокий и поджарый человек с первой сединой в темных волосах. Он сказал: — Наша маленькая фирма рада гостям из России. Как все английские про мышленники, мы заинтересованы в торговле с вами. Значительная часть наших мотоциклов идет за границу. Мы надеемся, что и с Россией торговля наладится. Это улучшит международную обстановку. Сократятся военные расходы — снизят ся налоги на производство, и мы будет выпускать больше товаров для продажи в другие страны. После чаепития нас провели по всем цехам завода. Ничего нового в техноло гии мы не увидели: оборудование довольно старое. Здание тоже старое, тесное, потолки низкие, окна запыленные. Нам была предоставлена возможность разговаривать с рабочими на любые темы. Провожатые в это время, чтобы не казаться подслушивающими, отходили в сторону. Работа на заводе начинается в восемь утра и заканчивается в шесть часов вечера. С перерывом на второй завтрак. Обедают после возвращения — в семь- восемь часов вечера. Рабочая неделя — пять дней. Когда возрастает спрос на мотоциклы, то и суб бота становится рабочим днем. Этому рады все.— увеличивается заработок. В лю бой день рады отработать сверхурочно часа по два, но в последние годы это слу чается очень и очень редко. Токари, с которыми мне пришлось разговаривать, зарабатывают до двенад цати фунтов в неделю. Чернорабочие — девять фунтов. Вот пожилой рабочий. Он зарабатывает десять фунтов. У него — жена и двое детей. Квартиру арендует в доме муниципа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2