Сибирские огни, 1961, № 2

На следующей день утренние часы мы провели на мотоциклетном заводе, расположенном в восточной части Лондона. Завод небольшой: на нем занято всего лишь 1200 рабочих и 40 служащих в конторе и конструкторском бюро. Нас встретил заведующий отделом рекламы, приветливый молодой человек. С ним был фотограф. В очередных листовках и прейскурантах фирмы появятся рекламные фотоснимки с такой, примерно, подписью: «Советские туристы живо интересуются нашими мотоциклами». Для этого хозяева выведут новенькую маши­ ну на улицу, попросят гостей встать поближе, а молодого парня — сесть на место водителя. Они будут уговаривать, чтобы одна из девушек заняла место пассажир­ ки. Выберут самую красивую гостью. Все жители ближайших домов соберутся вокруг, запрудят собою улицу. Им ведь интересно взглянуть на приезжих из Со­ ветского Союза. И вся эта толпа тоже будет сфотографирована для рекламы... Так оно и случилось впоследствии. А пока что нас пригласили пройти на второй этаж, в маленькую столовую. Через большое открытое окно в боковой стене была видна кухня. Оттуда вышли две женщины в белых передниках: мило и сердечно улыбаясь, поздоровались: — Гуд морнинг! Они поставили на стол тарелки с сэндвичами, налили по чашке чая. Завязалась беседа. Заведующий рекламой рассказал об оплачиваемых отпус­ ках, о том, что при заводе имеется маленькая амбулатория для оказания первой медицинской помощи. Большинство рабочих, по его словам, любители спорта. Они и нанялись-то сюда будто бы только потому, что им нравятся мотоциклы. Уже началась реклама! — На других предприятиях они, может быть, получали бы больше. У нас на заводе средний заработок в неделю — тринадцать фунтов. Так ли это? Мы ждали подтверждений. Фотограф, взгромоздившись на какую-то тумбу, сделал первые снимки. И на ши фотолюбители тоже не пропустили возможности запечатлеть чаепитие на ан ­ глийском заводе. Той порой пришел управляющий — мистер Скотт, очень высокий и поджарый человек с первой сединой в темных волосах. Он сказал: — Наша маленькая фирма рада гостям из России. Как все английские про­ мышленники, мы заинтересованы в торговле с вами. Значительная часть наших мотоциклов идет за границу. Мы надеемся, что и с Россией торговля наладится. Это улучшит международную обстановку. Сократятся военные расходы — снизят­ ся налоги на производство, и мы будет выпускать больше товаров для продажи в другие страны. После чаепития нас провели по всем цехам завода. Ничего нового в техноло­ гии мы не увидели: оборудование довольно старое. Здание тоже старое, тесное, потолки низкие, окна запыленные. Нам была предоставлена возможность разговаривать с рабочими на любые темы. Провожатые в это время, чтобы не казаться подслушивающими, отходили в сторону. Работа на заводе начинается в восемь утра и заканчивается в шесть часов вечера. С перерывом на второй завтрак. Обедают после возвращения — в семь- восемь часов вечера. Рабочая неделя — пять дней. Когда возрастает спрос на мотоциклы, то и суб­ бота становится рабочим днем. Этому рады все.— увеличивается заработок. В лю­ бой день рады отработать сверхурочно часа по два, но в последние годы это слу ­ чается очень и очень редко. Токари, с которыми мне пришлось разговаривать, зарабатывают до двенад­ цати фунтов в неделю. Чернорабочие — девять фунтов. Вот пожилой рабочий. Он зарабатывает десять фунтов. У него — жена и двое детей. Квартиру арендует в доме муниципа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2