Сибирские огни, 1961, № 2

„ НОЧНОЙ ШОТЛАНДЕЦ“ В Лондоне около двух десятков вокзалов. «Кингз Кросс» — один из самых крупных: от его’ пятнадцати платформ ежедневно отходят семьсот пятьдесят / поездов. Под черными сводами дымят приземистые паровозы. Электровозы в Анг­ лии — редкость, — их исчисляют десятками (в 1955 г. насчитывалось всего лишь 71). Скорые поезда носят громкие названия: «Королева Шотландии», «Душа графства Лодиан», «Летучий шотландец», «Фэр-мэйд», «Талисман». Двум при­ своены наименования произведений Вальтера Скотта. Мы отъезжаем поездом «Ночной шотландец», в спальных вагонах второго класса. Низенькие с полуовальными стенками вагоны кирпичного цвета. На две­ рях вывешены списки пассажиров с указанием мест. ' Коридоры узенькие, трудно пройти с чемоданом в руках, еще труднее разминуться. Купе для двух человек. Хотя и тесноватые, но со многими удоб­ ствами. На задней стенке двери — плечики для двух пальто. В углу умываль­ ник с горячей и холодной водой. Два кусочка мыла. В маленьком шкафчике две бутылки с кипяченой водой и два стакана. Вентиляторы подают — по жела­ нию — и прохладный, и теплый воздух. Откидной столик. Два зеркала , возле них — розетки для электрической бритвы. Несколько полочек и крючков, куда можно положить и повесить одежду. Над полкой передвижной столик. На верх нее место — лесенка, как в каюте морских кораблей. Постели — в углублении. Они уже заправлены. Можете ложиться и спать спокойно: вас разбудят за пол часа до прибытия в Эдинбург. И проводник не будет собирать при вас постель­ ное белье. Мне подарили расписание. В нем — снимки достопримечательностей боль­ ших городов, лежащих на нашем пути, и короткие справки о них. Мы поедем ночью и не увидим ни одного города. Если верить расписанию, в Эдинбург при­ будем в 6 часов 45 минут утра. Но расписание уже нарушено: пять, десять, двадцать минут, полчаса, а мы все еще не трогаемся с места. Почему? Объясня­ ют — конец рабочей недели. В понедельник — день рождения королевы. Три выходных дня, — многие уезжают из Лондона. Пущены дополнительные поезда, для дороги это трудно... Но ведь наш поезд скорый, с особым наименованием. Если он опаздывает с места отправления, то что же говорить об обычных пас­ сажирских? , Наконец-то вагон шевельнулся. Уплыла вдаль высокая платформа, сует­ ливо застучали колеса, задрожали стенки. Нас стало кидать из стороны в сто­ рону, — машинист старался наверстать потерянное время. До столицы Шотландии около четырехсот миль. Поезд должен пройти это расстояние за семь с половиной часов со средней скоростью 85 километров в час. Сейчас он делает не меньше ста. Но войти в график так и не удалось. Наоборот, опоздание увеличилось до часа. С рассветом показалось море, угрюмое, серое. Тяжелые волны упрямо би ли в берег. Сыпался мелкий дождик. На деревьях здесь совсем недавно развернулся лист. Лиственницы только что принарядились в пушистую хвою. Папоротник едва-едва успел проко­ лоть бурую корку прошлогодней листвы. Север на каждом шагу напоми­ нал о себе. Промелькнули пригородные платформы. Паровоз, устало отпыхиваясь, вта­ щил вагоны после их судорожной тряски под своды вокзала, на фасаде которого написано «Веверли» — мы на родине В. Скотта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2