Сибирские огни, 1961, № 2
ком-то заведении. Сейчас они — на мостовой. Один из них идет по тротуару с кружкой. Но не слышно звона монет, — прохожие чаще всего отворачиваются от кружки или делают вид, что не замечают ее. Плачет скрипка. Надрывается флей та. Оркестр пересекает улицу, уходит вдаль. Его жалобные звуки заглушаются сердитым рокотом моторов. А сквозь шум уже прорывается голос певца. Все ближе и ближе. Довольно сильный бас, немножко простуженный... Невысокий человек в ветхом черном костюме. Сырой ветер шевелит его пышные волосы, как бы отыскивая седые пряди. Певец стоит на мостовой, лицом к тротуару. Дрожит протянутая рука с пустой кепкой... Трафальгарский сквер — самый торжественный в Лондоне. Бронзовый Нельсон с высоты своей пятидесятиметровой колонны смотрит поверх домов в туманную даль, где начинаются морские просторы. У подножия застыли четыре огромных льва. Они глядят на улицы, ведущие к тяжелым и мрачным зданиям банков, куда стекалось золото из многих частей света. Суровый колорит сквера смягчается фонтанами, возле которых ходят, собирая зерно, тысячи голу бей. Лондонцы щедро кормят их: любовь к голубю возросла с тех пор, как он стал символом борьбы за мир во всем мире. Возле сквера — Национальная картинная галерея. Высокий подъезд, мас сивные ребристые колонны. Все это создает приподнятое настроение у людей, приехавших сюда, чтобы полюбоваться и чудесной «Мадонной в Гроте» Леонардо да Винчи, и бессмертными творениями Р аф аэля , Корреджо, Гойя, Рубенса, и по лотнами Тернера и других выдающихся английских мастеров живописи. Но на пути в музей всех останавливают картинки, нарисованные цветными мелками на тротуаре. По злой иронии судьбы сюда бесчеловеческими условиями капиталисти ческого общества выброшены те из художников, кому не удалось найти лучшего применения своим творческим порывам. Вот они сидят на асфальте и на гранит ном парапете. У одного одутловатое лоснящееся лицо, косматые нечесаные воло сы, какие людям старшего поколения в былые времена доводилось видать у пья ных деревенских попов. Второй — сухощавый старик с глубоко запавшими глаза ми голодного человека... Среди уличных художников есть люди, еще не растратившие способностей. Они рисуют головы кошек и собак, рассчитывая на то, что лондонцы, любящие животных, раскроют свои кошельки. Но надежды редко оправдываются. У одно го из бедолаг в кепке возле «картины» лежит трехпенсовая монетка, на которую можно купить всего лишь четверть фунта хлеба, у остальных — пусто. И это в погожий день, когда «картины» могут продержаться до вечера. А как же в не настье? Дожди смывают все. Во время туманов тоже бесполезно показываться на улицу. В такую пору у изнуренных живописцев стынет кровь в жилах , останав ливается сердце... Путь один — в могилу. Но для такого бедняка и кладбищ е—не доступная роскошь. Чтобы похоронить покойника — надо купить клочок земли. Если нет родственников, имеющих деньги, и покойник не оставил сбережений, труп везут в клиническую анатомку. Случается, что человек заранее продает свой скелет. При виде уличных художников туристы подымают свои фотоаппараты. Вни мание всех приковывает к себе косматый человек. Но он хватает лист фанеры и прикрывается им. На фанере написано: «Прошу не фотографировать: картины — моя собственность». Когда вы разговоритесь о судьбе этих уличных художников не только с кон серватором, а даже с лейбористом, то собеседник начнет убеждать вас, что все, дескать, хорошо, что панельные живописцы довольны своим положением, что ка питализм будто бы не искалечил их души, а наоборот облагодетельствовал их. Уличные художники, дескать, могли бы зарабатывать себе на жизнь иным пу тем, могли бы поступить на службу, но они сами не хотят этого. Они желают, видите ли, быть независимыми и рады, что у них есть свободное время! Кому нужна такая «независимость», когда у человека пустой желудок и он вынужден нищенствовать?!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2