Сибирские огни, 1961, № 2

шена. Пострадали даже остатки римских стен, построенных в первом веке нашей эры. От семян, занесенных ветром, кое-где на пустырях и развалинах уже выросли кусты и небольшие деревца. Судьба Лондона, столицы страны,- которая во время войны с гитлеровской Германией была нашей союзницей, решалась не столько на берегах Темзы, сколь­ ко под Москвой, на Волге, в степях Украины, на Одере и Шпрее, где советские войска наносили немцам удар за ударом. Те, кто в Англии помнит об этом, усиливают борьбу за мир и дружбу. К этому зовет глазговский факел пылающего солдатского сердца. В ЦЕНТРЕ И НА ОКРАИНАХ Поездки по Лондону мы совершали на одноэтажном автобусе, — забастовка не коснулась гаражей предпринимателей, обслуживающих иностранцев. Длинному автобусу было очень трудно поворачиваться на углах узких улиц и переулков. Кое-куда водитель даже не рисковал заезжать, — невозмож­ но протиснуться. Одной из самых узеньких улиц является , похожая на ущ елье сре­ ди черных скал, невзрачная Даунинг-стрит, где стоит небольшой домик — рези­ денция премьер-министра. Мы побывали во многих районах английской столицы, но нигде не видели башенных кранов, при помощи которых у нас на строительстве высоких домов подымают кирпичи, балки и тес. Ни в одном районе нет ничего даже отдаленно похожего на московские Но­ вые Черемушки и районы новой застройки в других наших городах. А между тем нужда в жилищах у англичан огромная. Генеральный секретарь Национальной ассоциации квартиросъемщиков Чарльз Хойл недавно заявил , что в Лондоне 165 тысяч семей ждут получения жилищ , из них 53 тысячи числятся в списках крайне нуждающихся1. Лондонские улицы переполнены машинами всех марок. Тут и роскошные лимузины, иногда яркие по окраске, как попугаи, и серенькие малолитражки, на­ поминающие жуков, и стеклянные коробочки, где единственный пассажир сидит позади водителя. Чтобы выбраться из такой машины, надо откинуть стеклян­ ный колпак. В часы пик через центр невозможно проехать: машины стоят, как льдины во время затора. Чтобы попасть к Темзе, нам приходилось пользоваться далеким окружным путем и пробираться по улицам, где нет больших контор и не так-то много магазинов. Водителю очень трудно найти место для стоянки. Люди, приезжающие в столицу на автомашинах, чаще всего, оставляют их возле первой станции метро и дальше уже пользуются подземкой. В Англии левостороннее движение, и мы при переходе через улицы часто смотрели не туда, куда нужно, иногда возникало замешательство. В этом слу­ чае помогали «островки спасения», слегка возвышающиеся над мостовой в сере­ дине улицы. Но регулировка движения здесь поставлена лучше, чем в Париже или Риме. Чувствуется уважение к пешеходу. Заметив на перекрестке человека, нетерпеливо посматривающего на поток машин, регулировщик остановит движе­ ние: «Проходите». На всех перекрестках для пешеходов — полосатые дорожки, напоминающие ступени лестницы. Если нет регулировщика и нет светофора, достаточно человеку ступить на эту полосатую дорожку, как все машины ос- 1 В настоящее время, по свидетельству английской общественной деятельницы Одри Гарвей, в одной лишь Англии 700 тысяч семей вынуждены проживать в лачугах, не пригодных для жилья. Еще хуже в Шотландии. В Глазго, например, половина жителей числится в списках ожидающих оче­ реди на получение квартир.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2