Сибирские огни, 1961, № 1

да отару загоняют на ночь. Кочевка вда­ ли от сел, песчаные и снежные бураны, волки... Нет, пасти овец непросто! Луч­ шие чабаны в Забайкалье — буряты, та­ кие, как отец, мать, бабушка Андрей­ ки. И мальчик тоже мечтает стать ча­ баном. Тут следует подчеркнуть основную особенность книги Бориса Костюковско- го. Увлекательно, с мягким юмором описывает он, как дружит Андрейка с конем Рыжиком, собакой Нянькой, ко­ зой Катей, как играет со сверстницей Ду- лмой. Но и на эти детские игры и за­ бавы откладывает отпечаток наша тру­ довая, созидательная жизнь. Неслучай­ но любимая игра Андрейки и Дулмы— это игра в чабанов. Вот они «стрегут овец»: «Андрейка берет овчину и вместе с Дулмой выстри- гивает на ней всю шерсть. От отца, ко­ нечно, потом нагорит. Но это не страш­ но. Хуже другое: по совести сказать, разве это работа! То ли дело, когда отя­ желевших от шерсти овец весной приго- нют на электрострижку! Несколько дней отара стоит около самого села, и тогда Андрейка толчется между колхоз- никами-стригалями... Нет, скучно стричь «овцу» ножницами, когда зна­ ешь, что существует на свете электро­ стрижка!» Но Андрейка не только играет в ча­ банов, он и в действительности помога­ ет родителям пасти овец, в меру своих сил участвует в делах тракторной брига­ ды дяди Кости. Он настолько увлекается работой, что даже идти учиться в школу не хочет. Приходится взрослым растол­ ковывать ему: без знаний нынче не обой­ тись и рядовому колхознику, надо по­ ступать в интернат. Трудясь, мальчик все больше и боль­ ше проникается интересами коллектива, интересами колхоза. Естественно, что когда водовоз тракторной бригады дед Егор, знакомясь, спрашивает его: «Ты чей будешь?», — он, не задумываясь, от­ вечает: «Я-то? Колхозный». Уважение к людям труда, желание са­ мому трудиться растут и крепнут в мальчике. Перед его глазами — живой пример взрослых: отца, матери, бабуш­ ки, председателя колхоза Сараева, бригадира тракторной бригады дяди Ко­ сти и других. Это люди творческо­ го труда, чистых помыслов, доброй мечты. И Андрейка со всей непосредствен­ ностью детской души тянется к ним: хорошие это люди1 Автор пишет: «Ан­ дрейка не видел еще ни одного плохого человека. И, если говорить правду, он вообще не верил, что в степи могут Жить плохие люди». Правда, жизнь внесла свои поправки в эти детские представления: оказалось, что и в степи живут плохие люди. Од­ нажды Андрейка увидел, как человек убил из ружья лебедиху, а потом и ле­ бедя. Это был хромой Бадма — лодырь и вор, исключенный из колхоза. И еще мальчик увидел, как нужно поступать со злыми людьми: Андрейкина мать догна­ ла Бадму, наехала на него лошадью и ударила плеткой. Андрейке так хочется походить на своих взрослых друзей, так хочется сде­ лать им доброе. И, по-детски романтич­ ный, он запрягает в нарты козу и со­ баку и едет к солнцу, чтобы отколоть от него для людей вечно горячие куски... Борис Костюковский воспевает труд, откровенно любуется своими героями— и большими, и маленькими. И они стоят того! Это цельные, устремленные вперед характеры, описанные ярко и вырази­ тельно. Западает в память сдержанный, не­ многословный Арсен Немаев, для кото­ рого хорошо жить— значит хорошо ра­ ботать на общее благо, мать Андрейки— прямая, порывистая, всегда что-то дела­ ющая, бригадир тракторной бригады дя­ дя Костя с «замечательными металличе­ скими зубами» — бывший фронтовик- танкист, болеющий за дело в бригаде, как за свое кровное, председатель кол­ хоза Федор Трифонович — рачитель­ ный, не без хитринки, хозяин, для кото­ рого забота о людях — первейший долг, старая бабка Долсон, спасшая отару в январский шурган, сверстница Андрейки душевная и обидчивая Дулма, водовоз дед Егор, под обыденным лицом кото­ рого скрывается герой гражданской вой­ ны, и другие действующие лица. В книге много красочных картин и метких деталей, свидетельствующих о художественной зоркости писателя. И что самое привлекательное — писа­ тель умеет глядеть на мир глазами сво­ его героя, маленького колхозного тру­ женика. Добротный в общем язык повести портят некоторые повторения, неточные выражения, «литературные красивости». Скажем, понравилось Костюковскому словечко «почему-то» — и начало оно кочевать буквально со страницы на страницу; «Отцу это почему-то не понра­ вилось», «На нее Дулма почему-то не обижается», «У бабки Долсон тоже вы­ падают зубы и почему-то не растут», и т. д. и т. д. Нельзя, допустим, сказать: «распа­ док между сопками»,' это тавтология. Вряд ли так можно выразиться: «звене­ ло...щебетанье». Языковая небрежность привела к штампам. Хотя их немного, но они режут глаз в талантливой книге: «красные, как яблоки, щеки», «сияет от счастья», «пулей выскакивает» и др. В целом же повесть «Поездка к солнцу» — безусловно, нужная, поэтиче­ ская книга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2