Сибирские огни, 1961, № 1
да отару загоняют на ночь. Кочевка вда ли от сел, песчаные и снежные бураны, волки... Нет, пасти овец непросто! Луч шие чабаны в Забайкалье — буряты, та кие, как отец, мать, бабушка Андрей ки. И мальчик тоже мечтает стать ча баном. Тут следует подчеркнуть основную особенность книги Бориса Костюковско- го. Увлекательно, с мягким юмором описывает он, как дружит Андрейка с конем Рыжиком, собакой Нянькой, ко зой Катей, как играет со сверстницей Ду- лмой. Но и на эти детские игры и за бавы откладывает отпечаток наша тру довая, созидательная жизнь. Неслучай но любимая игра Андрейки и Дулмы— это игра в чабанов. Вот они «стрегут овец»: «Андрейка берет овчину и вместе с Дулмой выстри- гивает на ней всю шерсть. От отца, ко нечно, потом нагорит. Но это не страш но. Хуже другое: по совести сказать, разве это работа! То ли дело, когда отя желевших от шерсти овец весной приго- нют на электрострижку! Несколько дней отара стоит около самого села, и тогда Андрейка толчется между колхоз- никами-стригалями... Нет, скучно стричь «овцу» ножницами, когда зна ешь, что существует на свете электро стрижка!» Но Андрейка не только играет в ча банов, он и в действительности помога ет родителям пасти овец, в меру своих сил участвует в делах тракторной брига ды дяди Кости. Он настолько увлекается работой, что даже идти учиться в школу не хочет. Приходится взрослым растол ковывать ему: без знаний нынче не обой тись и рядовому колхознику, надо по ступать в интернат. Трудясь, мальчик все больше и боль ше проникается интересами коллектива, интересами колхоза. Естественно, что когда водовоз тракторной бригады дед Егор, знакомясь, спрашивает его: «Ты чей будешь?», — он, не задумываясь, от вечает: «Я-то? Колхозный». Уважение к людям труда, желание са мому трудиться растут и крепнут в мальчике. Перед его глазами — живой пример взрослых: отца, матери, бабуш ки, председателя колхоза Сараева, бригадира тракторной бригады дяди Ко сти и других. Это люди творческо го труда, чистых помыслов, доброй мечты. И Андрейка со всей непосредствен ностью детской души тянется к ним: хорошие это люди1 Автор пишет: «Ан дрейка не видел еще ни одного плохого человека. И, если говорить правду, он вообще не верил, что в степи могут Жить плохие люди». Правда, жизнь внесла свои поправки в эти детские представления: оказалось, что и в степи живут плохие люди. Од нажды Андрейка увидел, как человек убил из ружья лебедиху, а потом и ле бедя. Это был хромой Бадма — лодырь и вор, исключенный из колхоза. И еще мальчик увидел, как нужно поступать со злыми людьми: Андрейкина мать догна ла Бадму, наехала на него лошадью и ударила плеткой. Андрейке так хочется походить на своих взрослых друзей, так хочется сде лать им доброе. И, по-детски романтич ный, он запрягает в нарты козу и со баку и едет к солнцу, чтобы отколоть от него для людей вечно горячие куски... Борис Костюковский воспевает труд, откровенно любуется своими героями— и большими, и маленькими. И они стоят того! Это цельные, устремленные вперед характеры, описанные ярко и вырази тельно. Западает в память сдержанный, не многословный Арсен Немаев, для кото рого хорошо жить— значит хорошо ра ботать на общее благо, мать Андрейки— прямая, порывистая, всегда что-то дела ющая, бригадир тракторной бригады дя дя Костя с «замечательными металличе скими зубами» — бывший фронтовик- танкист, болеющий за дело в бригаде, как за свое кровное, председатель кол хоза Федор Трифонович — рачитель ный, не без хитринки, хозяин, для кото рого забота о людях — первейший долг, старая бабка Долсон, спасшая отару в январский шурган, сверстница Андрейки душевная и обидчивая Дулма, водовоз дед Егор, под обыденным лицом кото рого скрывается герой гражданской вой ны, и другие действующие лица. В книге много красочных картин и метких деталей, свидетельствующих о художественной зоркости писателя. И что самое привлекательное — писа тель умеет глядеть на мир глазами сво его героя, маленького колхозного тру женика. Добротный в общем язык повести портят некоторые повторения, неточные выражения, «литературные красивости». Скажем, понравилось Костюковскому словечко «почему-то» — и начало оно кочевать буквально со страницы на страницу; «Отцу это почему-то не понра вилось», «На нее Дулма почему-то не обижается», «У бабки Долсон тоже вы падают зубы и почему-то не растут», и т. д. и т. д. Нельзя, допустим, сказать: «распа док между сопками»,' это тавтология. Вряд ли так можно выразиться: «звене ло...щебетанье». Языковая небрежность привела к штампам. Хотя их немного, но они режут глаз в талантливой книге: «красные, как яблоки, щеки», «сияет от счастья», «пулей выскакивает» и др. В целом же повесть «Поездка к солнцу» — безусловно, нужная, поэтиче ская книга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2