Сибирские огни, 1961, № 1
праха. Ты вылетишь с дымом в паро ходную трубу. Этим и кончится твое бес смертное дело. ...Из пароходной трубы шел дым. Лег кий ветер относил его к берегу. На верх ней палубе духовой оркестр, расположив шийся перед кают-компанией, играл, по приказанию Анненкова, похоронный марш». Эта сцена написана с беспощадной правдивостью. Не скрыт естественный ужас Захара, ужас, который, однако, не может поколебать его твердость. Показан и утонченный садизм Анненкова (ор кестр, играющий во время казни похо ронный марш). В целом же сцена вызы вает у читателя жгучую ненависть к врагам революции, переводит отношение к ним из рассудочного в эмоциональный план. Н. Анов не смешивает романтическую приподнятость с ходульностью. Патети ку в его романе в нужных местах смяг чает юмор. Даже кончается его книга (в отличие от многих, в том числе и хоро ших, приключенческих романов) не пате тической или лирической, а юмористиче ской нотой. Хотя роман Н. Анова адресован пре имущественно юношеству, его автор вовсе не считает нужным «улучшить», при украсить историю. Он отмечает, к приме- ' ру, что партизаны воевали отнюдь не в белых перчатках, что они, скажем, порой расстреливали пленных офицеров, даже не оказывавших сопротивления при аресте. С бытовой правдой в «Пропавшем брате» соседствует психологическая. Юные герои романа не совершают ника ких исключительных подвигов, не соот ветствующих их возрасту. В начале кни ги ребята весьма смутно разбираются в происходящих событиях, постепенно они понимают, к какому лагерю принадле жат, начинают помогать красным, но по могают именно по мере своих мальчише ских сил. В конце романа Петрик убивает «роя листа» капитана Курова. Капитан Ку ров — враг и палач, убийство его совер шенно справедливо, но и справедливое убийство не соответствует запасу душев ных сил подростка. Совершив акт воз мездия, Петрик чувствует себя отврати тельно, мир для него на несколько дней теряет свои живые краски. До сих пор мы пытались раскрыть по ложительные стороны романа Н. Анова. Но, к сожалению, они не могут засло нить очень существенного недостатка книги. В ней нет разработанных с на стоящей реалистической глубиной харак теров положительных героев. Нельзя сказать, чтобы положительные образы «Пропавшего брата» — и взрос лые и детские — были однолинейны. Нет, автор стремился придать им много гранность, Петрика и Борю, Пирожни- кова и Лободу не поменяешь местами. Но многогранность эта весьма плоскостная^ внутренний мир персонажей во многом остался закрытым для читателя, р каким нетерпением, скажем, ожидаешь встречи с Павлом Петровичем Батениным, зная, что его прототипом является автор «Ма лахитовой шкатулки». Но встреча разо чаровывает. Ничто не говорит, что хоро ший, но скучноватый Павел Петрович — будущий писатель с мировым именем, че ловек блистательного таланта. Короче говоря, герои романа интерес ны не как характеры, а лишь как носи тели движения сюжета. Тем не менее верность исторической правде, бытовая и психологическая убе дительность сюжетных положений и де талей, безупречный литературный вкус ставят произведение старейшего русско го писателя бесконечно выше приклю ченческого «чтива». О л е г С м и р н о в МАЛЬЧИК ИЗ БУРЯТСКИХ СТЕПЕЙ Д авно я не был в Забайкалье, но ког да читал эту книгу, то словно на яву бродил по пологим сопкам, опален ным солнцем и обдутым шурганами, раз двигал коленями разнотравье, слышал посвист ветра в распадках — иногда ба совитый, иногда тонкий, вдыхал терпкие запахи вольной эгинской степи. А глав ное — словно встретился с тамошними степняками, интереснейшими, самобыт нейшими людьми. Этим людям, детям и взрослым, и посвящена повесть Бориса Костюковского «Поездка к солнцу», на печатанная в журнале «Нева» и вышед шая ныне отдельным изданием1. В центре произведения — образ бурят ского мальчика Андрейки Немаева. Андрейка живет в суровом краю, где зи мой пятидесятиградусные морозы, а ле том сорокаградусная жара. Но мальчик не боится невзгод, он закален, смел, вы нослив. Родители у него чабаны, а эта работа не из легких. Овец пасут круглый год: зимой и летом, осенью и весной ота ры передвигаются по степи. Когда овцы съедают траву, чабаны разбирают юрту и откочевывают туда, где лучше корм. На новом пастбище ставится юрта, щи тами огораживается хотон — место, ку 1 Борис Костюковский . Поездка к солнцу. Повесть. Детгиз. 1960. 157 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2