Сибирские огни, 1961, № 1

праха. Ты вылетишь с дымом в паро­ ходную трубу. Этим и кончится твое бес­ смертное дело. ...Из пароходной трубы шел дым. Лег­ кий ветер относил его к берегу. На верх­ ней палубе духовой оркестр, расположив­ шийся перед кают-компанией, играл, по приказанию Анненкова, похоронный марш». Эта сцена написана с беспощадной правдивостью. Не скрыт естественный ужас Захара, ужас, который, однако, не может поколебать его твердость. Показан и утонченный садизм Анненкова (ор­ кестр, играющий во время казни похо­ ронный марш). В целом же сцена вызы­ вает у читателя жгучую ненависть к врагам революции, переводит отношение к ним из рассудочного в эмоциональный план. Н. Анов не смешивает романтическую приподнятость с ходульностью. Патети­ ку в его романе в нужных местах смяг­ чает юмор. Даже кончается его книга (в отличие от многих, в том числе и хоро­ ших, приключенческих романов) не пате­ тической или лирической, а юмористиче­ ской нотой. Хотя роман Н. Анова адресован пре­ имущественно юношеству, его автор вовсе не считает нужным «улучшить», при­ украсить историю. Он отмечает, к приме- ' ру, что партизаны воевали отнюдь не в белых перчатках, что они, скажем, порой расстреливали пленных офицеров, даже не оказывавших сопротивления при аресте. С бытовой правдой в «Пропавшем брате» соседствует психологическая. Юные герои романа не совершают ника­ ких исключительных подвигов, не соот­ ветствующих их возрасту. В начале кни­ ги ребята весьма смутно разбираются в происходящих событиях, постепенно они понимают, к какому лагерю принадле­ жат, начинают помогать красным, но по­ могают именно по мере своих мальчише­ ских сил. В конце романа Петрик убивает «роя­ листа» капитана Курова. Капитан Ку­ ров — враг и палач, убийство его совер­ шенно справедливо, но и справедливое убийство не соответствует запасу душев­ ных сил подростка. Совершив акт воз­ мездия, Петрик чувствует себя отврати­ тельно, мир для него на несколько дней теряет свои живые краски. До сих пор мы пытались раскрыть по­ ложительные стороны романа Н. Анова. Но, к сожалению, они не могут засло­ нить очень существенного недостатка книги. В ней нет разработанных с на­ стоящей реалистической глубиной харак­ теров положительных героев. Нельзя сказать, чтобы положительные образы «Пропавшего брата» — и взрос­ лые и детские — были однолинейны. Нет, автор стремился придать им много­ гранность, Петрика и Борю, Пирожни- кова и Лободу не поменяешь местами. Но многогранность эта весьма плоскостная^ внутренний мир персонажей во многом остался закрытым для читателя, р каким нетерпением, скажем, ожидаешь встречи с Павлом Петровичем Батениным, зная, что его прототипом является автор «Ма­ лахитовой шкатулки». Но встреча разо­ чаровывает. Ничто не говорит, что хоро­ ший, но скучноватый Павел Петрович — будущий писатель с мировым именем, че­ ловек блистательного таланта. Короче говоря, герои романа интерес­ ны не как характеры, а лишь как носи­ тели движения сюжета. Тем не менее верность исторической правде, бытовая и психологическая убе­ дительность сюжетных положений и де­ талей, безупречный литературный вкус ставят произведение старейшего русско­ го писателя бесконечно выше приклю­ ченческого «чтива». О л е г С м и р н о в МАЛЬЧИК ИЗ БУРЯТСКИХ СТЕПЕЙ Д авно я не был в Забайкалье, но ког­ да читал эту книгу, то словно на­ яву бродил по пологим сопкам, опален­ ным солнцем и обдутым шурганами, раз­ двигал коленями разнотравье, слышал посвист ветра в распадках — иногда ба­ совитый, иногда тонкий, вдыхал терпкие запахи вольной эгинской степи. А глав­ ное — словно встретился с тамошними степняками, интереснейшими, самобыт­ нейшими людьми. Этим людям, детям и взрослым, и посвящена повесть Бориса Костюковского «Поездка к солнцу», на­ печатанная в журнале «Нева» и вышед­ шая ныне отдельным изданием1. В центре произведения — образ бурят­ ского мальчика Андрейки Немаева. Андрейка живет в суровом краю, где зи­ мой пятидесятиградусные морозы, а ле­ том сорокаградусная жара. Но мальчик не боится невзгод, он закален, смел, вы­ нослив. Родители у него чабаны, а эта работа не из легких. Овец пасут круглый год: зимой и летом, осенью и весной ота­ ры передвигаются по степи. Когда овцы съедают траву, чабаны разбирают юрту и откочевывают туда, где лучше корм. На новом пастбище ставится юрта, щи­ тами огораживается хотон — место, ку­ 1 Борис Костюковский . Поездка к солнцу. Повесть. Детгиз. 1960. 157 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2