Сибирские огни, 1961, № 1
там надо искать свою Индию, но окон чательно он освободился от ложной ро мантики под влиянием Скурлатова. «Когда я был помоложе,— признается Всеволод,— я действительно пытался попасть в Индию. Но сейчас я кое в чем разобрался. Индия — английская коло ния, и мало чем она отличается от Турке стана!» А до Туркестана он дошел и убедился, что положение трудящихся там такое же, как и в Сибири. Русским пере селенцам, безземельным и безработным жилось не лучше, чем туркменам и каза хам. Нет, надо не в воображении созда вать счастливую страну, населенную свя тыми и факирами, а ринуться в гущу жизни, туда, где куется победа будущего. В романе много места отводится обра з у учителя Вячеслава Иванова. Отцу Всеволода тоже присущи такие черты, как непримиримость к серым будням жизни и поиски необыкновенного, любо знательность. Мысли и поступки его ча сто неожиданны, противоречивы, но всег да бескорыстны и искренни. С самозаб вением он трудится там, где видит не свою, а общую пользу. Отец любит фи лософствовать и даже резонерствовать, больше всего он говорит о счастье, но настоящего счастья этот человек никог да не знал. И все-таки учитель Вячеслав Алексеевич не пессимист, он полон веры в прогресс, в светлое будущее народа. Правда, путей к нему он не знает, поче му и ограничивается проповедью аб страктного идеала добра и справедли вости. Хотя в образе отца Всеволода вопло щены некоторые типические черты доре волюционной народной интеллигенции, но в целом этот образ вызывает у нас не удовлетворение. В создании характера отца писатель не достиг художественно го единства. Уже после того, как опреде ленные черты его характера достаточно выявлены, автор почему-то снова и сно ва возвращается к ним. Роман «Мы идем в Индию» имеет це лый ряд несомненных достоинств. Это — образы Всеволода и Скурлатова, Калмы кова и архимандрита Михаила. Это и за нимательность сюжета, и прекрасные массовые сцены, и яркие картины приро ды. Вместе с тем в книге есть некоторые длинноты, неоправданные отступления от главной сюжетной линии, которая определяется похождениями центрально го героя. На наш взгляд, взаимоотноше ния Всеволода и дочери Калмыкова — Василисы настолько сложно показаны, что кажутся искусственными. То же са мое следует сказать о дочери Аралба- ева — Саумал. Вполне ясны симпатии этой девушки к Всеволоду, но зачем Са умал фотографировать секретные доку менты, хранящиеся у жениха, тем более, зачем автору возвращаться несколько раз к этому факту? Все это кажется лиш ним, ненужным,' нарушающим строй ность повествования. Несмотря на недостатки, роман Вс. Иванова займет достойное место среди автобиографических повестей со ветских писателей. П. К о с е н к о ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ЖАНРА П о поводу одного эпизода в романе «Пропавший брат» его автор, Ни колай Анов, пишет в послесловии к сво ей книге: «Вероятно, очевидцы и совре менники восстания в сибирском Шлис сельбурге найдут сюжетную ситуацию с участием в ней Павла Петровича Батени на и четырнадцатилетних мальчуганов историей невероятной. Но «Пропавший брат» — произведение приключенческо го жанра, а не историческое исследова ние»1. , Таким образом, сам автор определяет жанр своей книги. Ее основу, действительно, составляют приключения четырнадцатилетних маль чиков Володи и его двоюродного брата Петрика, разыскивающих во время граж данской войны пропавшего Володиного брата Борю. Роман строится — приме няя кинематографический термин, мето дом параллельного монтажа: главы, рас сказывающие о поисках Володи и Пет рика, все время чередуются с эпизодами, посвященными судьбе Бори. Действие происходит то в украинской деревне Киштовке, то в Петрограде восемнадца того года, то в Белебее, то в Самаре, Омске, кержацком алтайском селе Мара- лихе, Усть-Каменогорске, Семипала тинске. Иногда придирчивый читатель может заметить, что романист временами теряет чувство меры, нагромождая одно приклю чение на другое. Но разве знало меру са мо то бурное время? Разве не могла бы послужить, к примеру, канвой для рома на биография .самого автора «Пропавше го брата», побывавшего в те годы и сол- датом-фронтовиком, и корректором боль шевистской типографии, и газетчиком в глухом алтайском углу, работавшим вме сте с будущим автором «Малахитовой шкатулки» Павлом Петровичем Бажо вым, и одним из первых руководителей журнала «Сибирские огни»? 1 Николай Анов. Пропавший брат. Роман. Каз- гослитиздат, Алма-Ата, 1960.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2