Сибирские огни, 1961, № 1
пустил корней ни в какую социальную почву. Наделенный любознательным умом, Всеволод одинаково интересуется и новыми местами, и новыми людьми, их мыслями и делами. Не во всем он сразу может разобраться, понять, кто ему друг и кто враг. Но, малоискушенный в жизненной борьбе, имеющий слабые зна ния, он все хочет видеть и понять. На большой загадочный мир он смотрит ши роко раскрытыми глазами, к каждому че ловеку он подходит с распахнутой ду шой. Однако жизнь сложна и противоре чива. И случается, что иной человек вместо хлеба кладет ему в руку камень. Герой романа проходит трудную, но полезную школу жизни. Раскрытие ха рактера Всеволода дано не только че рез столкновение с капиталистическими хищниками, но и на фоне широкой кар тины народной жизни, в связи с борьбой, победами и поражениями трудовых масс. Когда Всеволод уступил место наборщи ка семейному рабочему, он не подозре вал, что вскоре и ему помогут простые люди. Из Омска в Семипалатинск он от правляется с попутным обозом. «Не умытый ахтер», как называет его один из возчиков, был плохо одет и обут. И не легкая одежонка согревала его в зим нюю стужу, а суровая ласка сибирских мужиков. Старший возчик Митяич и вся дружная артель приняли его в свою среду как родного сына. Кто одеждой, кто вниманием, кто просто словом,— они все вместе помогли герою преодолеть трудности непривычного санного пути по бесконечной степи с ее страшным «джу том». Другую сторону людских душ герой узнает, когда сталкивается с рабочими свинцового рудника. Нерадостный труд ради куска хлеба, бездушное обращение начальства, отсутствие каких-либо куль турных развлечений часто превращали тружеников в обозленных, готовых на дикие поступки людей. Городской вид юноши с очками и книгами вызывает у откатчиков раздражение. Недовольство тяжелым трудом, злость на хозяев, нена висть к «лампасникам» они вымещают на Всеволоде. «Шестеро набросились и опрокинули меня. Я упал между рельсов. Они били меня кулаками, топтали. Я от талкивал их, брыкался...» Когда же от катчики уонают, кто такой Всеволод и его отец, они из врагов превращаются в преданных друзей. Многие люди, встреченные Всеволо дом на своем жизненном пути, оставили след в его душе. Но самое решающее влияние на его судьбу оказал Скурла- тов, профессиональный революционер, от бывавший, усылку,в Сибири. Вс. Иванов неоднократно изображал героя-комму- ниста, но Скурлатов мало похож и на внешне неказистого Пеклеванова из «Бронепоезда 14-69» и на красавца-бо- гатыря Пархоменко из одноименного ро мана. Скурлатов не имеет привлекатель ной внешности, не наделяется исключи тельными чертами характера, а дан как обыкновенный человек. Скурлатов учит Всеволода и повседневной житейской мудрости и суровым законам классовой борьбы. В его распоряжении самые раз нообразные «методы» воспитания. Когда безработные устраивают бойкот Калмы кову, который грозит перерасти в мас совую стачку, Скурлатов привлекает Всеволода к печатанию прокламаций в подпольной типографии. Какое радост ное чувство испытывает герой от созна ния своего участия в важном революци онном деле! «Время от времени я вста вал и, чтобы дать отдых глазам,— при крыв их от солнца ладонью,— глядел на мелкую листву шиповника и на буто ны его, готовые раскрыться. От волне ния в голове шумело. Я работаю в под польной типографии, я представлял се бе — подвал, ночь, тишину. А тут чири кание птичек, журчание ручья, степь...» Всеволод впервые близко познакомил ся с русским революционером. Подполь щик оказался совсем не таким, каким его представлял юноша. Всеволод наблюдает, как Скурлатов с мальчишеским азартом играет в бабки, катается на санках с ли хостью подростка, бьется в кулачном бою как заправский боец, а объезжает диких степных коней с серьезностью ин дусского факира. Обаятельный человек, опытный пропагандист марксизма, куль турный деятель, Скурлатов, как магнит железо, притягивает к себе симпатии простых людей. Итак, лучшим «университетом» для мо лодого человека становится сама жизнь, а первым его учителем — народ в лице своих передовых представителей. Учит Всеволода и возчик Кузя, и вертелыцик Щепетников, и забойщик Мельченко, а больше всех — Скурлатов. Все эти люди не только воспитывают героя, помогают ему найти настоящую дорогу в жизни, но и разрушают его иллюзии относительно Индии. Индия с ее экзотикой и преданиями о факирах давно завладела умом юноши. Это был бессознательный уход в создан ную в его воображении страну от серой мещанской действительности, от кошма ров социальной несправедливости. В этом была и сильная и слабая сторона созна ния Всеволода. Безусловно, в бегстве от действительности заключалась поли тическая незрелость героя, непонимание им реальных средств к устранению со циального зла. Когда Всеволод рассказал Мельченко о своем намерении познако миться с Индией, тот сразу понял за блуждение юноши. Рабочий слышит сло ва о том, что Всеволод хочет стать фа киром. «Не слыхал, — говорит он. — Кто это?» — Я объяснил. Мельченко поднял лампочку, осветил мое лицо, со щурился, вздохнул и сказал: «Дурак ты, как я погляжу. А еще сын учителя!» Герой и сам уже догадывался, что не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2