Сибирские огни, 1961, № 1

пустил корней ни в какую социальную почву. Наделенный любознательным умом, Всеволод одинаково интересуется и новыми местами, и новыми людьми, их мыслями и делами. Не во всем он сразу может разобраться, понять, кто ему друг и кто враг. Но, малоискушенный в жизненной борьбе, имеющий слабые зна­ ния, он все хочет видеть и понять. На большой загадочный мир он смотрит ши­ роко раскрытыми глазами, к каждому че­ ловеку он подходит с распахнутой ду­ шой. Однако жизнь сложна и противоре­ чива. И случается, что иной человек вместо хлеба кладет ему в руку камень. Герой романа проходит трудную, но полезную школу жизни. Раскрытие ха­ рактера Всеволода дано не только че­ рез столкновение с капиталистическими хищниками, но и на фоне широкой кар­ тины народной жизни, в связи с борьбой, победами и поражениями трудовых масс. Когда Всеволод уступил место наборщи­ ка семейному рабочему, он не подозре­ вал, что вскоре и ему помогут простые люди. Из Омска в Семипалатинск он от­ правляется с попутным обозом. «Не­ умытый ахтер», как называет его один из возчиков, был плохо одет и обут. И не легкая одежонка согревала его в зим­ нюю стужу, а суровая ласка сибирских мужиков. Старший возчик Митяич и вся дружная артель приняли его в свою среду как родного сына. Кто одеждой, кто вниманием, кто просто словом,— они все вместе помогли герою преодолеть трудности непривычного санного пути по бесконечной степи с ее страшным «джу­ том». Другую сторону людских душ герой узнает, когда сталкивается с рабочими свинцового рудника. Нерадостный труд ради куска хлеба, бездушное обращение начальства, отсутствие каких-либо куль­ турных развлечений часто превращали тружеников в обозленных, готовых на дикие поступки людей. Городской вид юноши с очками и книгами вызывает у откатчиков раздражение. Недовольство тяжелым трудом, злость на хозяев, нена­ висть к «лампасникам» они вымещают на Всеволоде. «Шестеро набросились и опрокинули меня. Я упал между рельсов. Они били меня кулаками, топтали. Я от­ талкивал их, брыкался...» Когда же от­ катчики уонают, кто такой Всеволод и его отец, они из врагов превращаются в преданных друзей. Многие люди, встреченные Всеволо­ дом на своем жизненном пути, оставили след в его душе. Но самое решающее влияние на его судьбу оказал Скурла- тов, профессиональный революционер, от­ бывавший, усылку,в Сибири. Вс. Иванов неоднократно изображал героя-комму- ниста, но Скурлатов мало похож и на внешне неказистого Пеклеванова из «Бронепоезда 14-69» и на красавца-бо- гатыря Пархоменко из одноименного ро­ мана. Скурлатов не имеет привлекатель­ ной внешности, не наделяется исключи­ тельными чертами характера, а дан как обыкновенный человек. Скурлатов учит Всеволода и повседневной житейской мудрости и суровым законам классовой борьбы. В его распоряжении самые раз­ нообразные «методы» воспитания. Когда безработные устраивают бойкот Калмы­ кову, который грозит перерасти в мас­ совую стачку, Скурлатов привлекает Всеволода к печатанию прокламаций в подпольной типографии. Какое радост­ ное чувство испытывает герой от созна­ ния своего участия в важном революци­ онном деле! «Время от времени я вста­ вал и, чтобы дать отдых глазам,— при­ крыв их от солнца ладонью,— глядел на мелкую листву шиповника и на буто­ ны его, готовые раскрыться. От волне­ ния в голове шумело. Я работаю в под­ польной типографии, я представлял се­ бе — подвал, ночь, тишину. А тут чири­ кание птичек, журчание ручья, степь...» Всеволод впервые близко познакомил­ ся с русским революционером. Подполь­ щик оказался совсем не таким, каким его представлял юноша. Всеволод наблюдает, как Скурлатов с мальчишеским азартом играет в бабки, катается на санках с ли­ хостью подростка, бьется в кулачном бою как заправский боец, а объезжает диких степных коней с серьезностью ин­ дусского факира. Обаятельный человек, опытный пропагандист марксизма, куль­ турный деятель, Скурлатов, как магнит железо, притягивает к себе симпатии простых людей. Итак, лучшим «университетом» для мо­ лодого человека становится сама жизнь, а первым его учителем — народ в лице своих передовых представителей. Учит Всеволода и возчик Кузя, и вертелыцик Щепетников, и забойщик Мельченко, а больше всех — Скурлатов. Все эти люди не только воспитывают героя, помогают ему найти настоящую дорогу в жизни, но и разрушают его иллюзии относительно Индии. Индия с ее экзотикой и преданиями о факирах давно завладела умом юноши. Это был бессознательный уход в создан­ ную в его воображении страну от серой мещанской действительности, от кошма­ ров социальной несправедливости. В этом была и сильная и слабая сторона созна­ ния Всеволода. Безусловно, в бегстве от действительности заключалась поли­ тическая незрелость героя, непонимание им реальных средств к устранению со­ циального зла. Когда Всеволод рассказал Мельченко о своем намерении познако­ миться с Индией, тот сразу понял за­ блуждение юноши. Рабочий слышит сло­ ва о том, что Всеволод хочет стать фа­ киром. «Не слыхал, — говорит он. — Кто это?» — Я объяснил. Мельченко поднял лампочку, осветил мое лицо, со­ щурился, вздохнул и сказал: «Дурак ты, как я погляжу. А еще сын учителя!» Герой и сам уже догадывался, что не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2