Сибирские огни, 1961, № 1
icmot оштш. ИНих. М и н о к и м ФАКИР НЕ ПОШЕЛ В ИНДИЮ Почти в одно время издательство * * «Советский писатель» и Гослитиз дат выпустили в свет новый роман Вс. Иванова «Мы идем в Индию»1. Это произведение старейшего русского писа теля заставляет нас вспомнить о его дру гом автобиографическом романе «Похож дение факира», вышедшем лет двадцать пять тому назад и теперь в переработан ном виде включенном в собрание сочине ний. С этим романом органически свя зан роман «Мы идем в Индию», хотя он отнюдь не продолжение первого, а осо бое, вполне самостоятельное целое. Похождение юного героя и его спут ников по Сибири и Средней Азии нака нуне первой мировой войны позволило писателю нарисовать широкое полотно жизни, труда и борьбы не только русско го населения, но и национальных мень шинств. Автор убедительно показывает расслоение коренного населения, клас совую вражду между бедняками-казаха- ми и баями. Он рисует также втягивание национальной буржуазии в колесо обще русского капитала. Вместе с тем писа тель не скрывает сложного и противоре чивого процесса приобщения трудового национального населения к прогрессив ной культуре великого русского народа. Лучшие черты казахского народа I Вс. Иванов. Мы идем в Индию. М. Совет ский мсатель, 1960. Вс. Иванов удачно запечатлел в образах Чапе, его жены Ханыке и отчасти Таса- на. Этим героям из народа противопостав лены хищники, стяжатели, авантюристы, наживающие горы богатства на слезах народных. Вот русский миллионер-воро тила Калмыков, человек начитанный и владеющий пером, что дает ему возмож ность разыгрывать из себя азиатского ме цената. Однако этот «просвященный» стяжатель и «добрый» семьянин безжа лостно готов уморить голодом тысячи русских и казахских бедняков, скупая семенное зерно, чтобы переправить его за Урал. Под стать Калмыкову Геммадинов — президент Средне-Азиатского банка. Вы давая себя за цивилизованного предста вителя азиатских народов, он довольно успешно соперничает с Калмыковым в «деле» эксплуатации и русских и нац- менов-тружеников. Он разорил многих из своих соплеменников, скупая за бес ценок их общественные пастбища. Третий «столп» этого мира хищни ков и живоглотов — архимандрит Ми хаил. Эта ярко вылепленная фигура за ставляет читателя вспомнить о попах- миссионерах, которые в целях приобще ния туземного населения к «правосла вию» изобрели передвижные церкви- юрты, но вместе с тем добиваются зако на о большом земельном наделе для каж дой вновь построенной церкви. И осу ществляется это в то время, когда каза хи-скотоводы лишаются пастбищ, а рус ским переселенцам остается только меч тать о «зеленом клине». Сей святой отец не брезгует никакими средствами для усиления «авторитета» церкви, а заодно и личного капитала. В сложной классовой и национальной обстановке очутился юноша Всеволод после того, как он покинул родной город Курган. Сын сельского учителя, полуин- теллигент, полупролетарий, он еще не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2