Сибирские огни, 1961, № 1
на без обращения к «определенным сфе рам жизни». Возьмем, к примеру, такого поэта, как Фет. Лирический герой его поэзии обладает определенной духовной содержательностью, известным внутрен ним богатством. Но Фет писал главным образом о любви и природе, он не обра щался к «определенным сферам», а все рос да рос духовно, обогащал да обога щал свою личность... И что же в итоге? В итоге большим поэтом Фета не назо вешь. Но вот, с другой стороны, перед нами творчество Твардовского., Редчайший случай в мировой поэзии: у Твардовского очень мало, почти нет стихов о любви, все его творчество обращено к граждан ским, социальным темам, и тем не менее это крупнейший, по мнению многих, да же самый крупный поэт современности. (Мы не хотим, однако, сказать, что твор чество поэта не было бы полнее, если бы в нем полнокровно жила и тема любви). Известный польский писатель Леон Кручковский в статье «О «внутренней биографии» писателя», недавно опубли кованной в газете «Литература и жизнь», заметил: «По-моему, совершенно верный лозунг «Писатели, ближе к жизни!» дол жен всегда сочетаться с другим, значи тельно более приглушенным воззвани ем,— «Писатели, живите насыщенно!» Одно обусловливает другое. Невозможно хорошо и правильно узнать окружающую тебя действительность, не обладая бога тым внутренним миром. И наоборот: не возможно даже говорить о насыщенной «внутренней биографии» писателя, втис нутой в рамки его оторванного от окру жающей действительности «я», не спо собного к сильному личному пережива нию дел и событий «неличных» (подчерк нуто Л. Кручковским — В. Б.) Тут иные акценты, иное соотношение «сфер», внутреннего и внешнего, чем в высказываниях Н. Соколовой и В. Огне ва, и эту точку зрения нельзя не при знать правильной. Рисуя лишь отрицательные явления, немыслимо передать величие нынешних дней. Тут не поможет никакое внутреннее богатство автора, никакие его мысли о «портретируемом», как бы значительны они ни были. Героическое время требует создания героических образов. «Существует (особенно среди моло дых литераторов) заблуждение, — пи шет Н. Соколова, — что ярко можно написать только яркий характер». Ко нечно, это заблуждение. Но суть-то в том, что время рождает яркие характе ры и требует таких характеров от ис кусства. «Дела советского народа так гранди озны и так прекрасны, — говорил Н. С. Хрущев, обращаясь к писате лям, — что если бы вы, дорогие друзья, сделали во много раз больше, чем сде лано, то и этого было бы мало, чтобы показать жизнь советского народа во всем его великом размахе, созидателы ном творчестве, многообразии». Вот что главное, а не слизняки! И отсюда ясно, что книга, в том числе и документаль ная, будет тем значительнее, чем зна чительнее описанные в ней люди и собы тия. Значительнее не с точки зрения за нимаемых должностей (люди) или прост ранственных масштабов (события), а со стороны идейной насыщенности, глуби ны, типичности. В оправдание своего пристрастия к «характерам наоборот» Н. Соколова, по сле того как ею названа Мария Стюарт,- «распутная и преступная женщина, рав нодушная к судьбам народов, слепо пре данная католической реакции», и однако отлично «спортретированная» Стефаном Цвейгом, ссылается на гончаровского Обломова: «Трудно представить себе бо лее тусклый, унылый, невыразительный, бесцветный характер — и одновременно с этим трудно представить себе более яркое изображение этого «неопределен ного лица»! Неужели надо доказывать, что и Стю арт и Обломов были в свое время харак тернейшими, типичными явлениями жиз ни, одна — английской, другой — рус ской. Было же эпохальное явление — обломовщина! Но зачем сейчас, в сов сем иные дни без устали твердить, соб лазняя литературную молодежь: «мож но... написать... ярко, талантливо, кра сочно — о тусклом, бесцветном, аморф ном»? Какой смысл выдвигать на первый план, как что-то для наших дней принципиально определяющее, успех одного сатирика, который «понял и талантливо выявил... бессодер жательность, внутреннюю пустоту «порт ретируемого», или успех в сатирическом очерке другого современного советского писателя, который создал «образ педан тичного канцеляриста, безличного, ис полнительного писарчука»? Сатира — важное, полезное дело, йо это не опре деляющий жанр советского искусства. Сатирический образ и вообще образ от рицательный учит тому, как не надо жить, каким не следует быть; а мы сей час находимся в таком стремительном движении вперед по пути, которым до нас еще никто никогда не шел, что нам жизненно необходимы добрые советы, благие примеры, мудрые указания: как жить, как поступать, как действовать. А такие примеры, такие советы, такие указания даст лишь положительный об раз. Вот почему партия многократно и энергично в своих обращениях к совет ским художникам подчеркивает значе ние и силу положительного примера. Н. Соколова говорила о Данко и о Климе Самгине. Что ж, мы возьмем на себя смелость утверждать, что нам сей час важнее иметь перед своим мыслен ным взором героический образ юноши, вырвавшего для людей сердце-факел из своей груди, чем знать все душевные из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2